Земан, Карел (режиссёр)


Карел Земан (чеш. Karel Zeman; 3 ноября 1910, Остромерж — 5 апреля 1989, Злин) — чешский режиссёр, мультипликатор и сценарист. Один из основателей чешской кукольной мультипликации.

Карел Земан родился 3 ноября 1910 года в Остромерже. Был старшим братом Борживоя Земана, также кинематографиста, режиссёра пародийного детектива «Призрак замка Моррисвилль». С детства любил куклы и часто устраивал дома кукольные представления, даже основал свой кукольный театр, но тот просуществовал недолго. В Париже поступил в Художественно-промышленную школу. В 1942 году начал работать в киноателье в городе Злине, где сделал свой первый мультипликационный фильм «Рождественский сон». Затем режиссёр снимает несколько мультфильмов с постоянным персонажем паном Прокоуком. Вместе с Герминой Тырловой и Иржи Трнкой Земан становится основателем чешской кукольной мультипликации. В 1949 году художник снимает свой первый цветной мультфильм — «Вдохновение», в котором использовал фигурки из цветного стекла. В своём первом полнометражном мультфильме, «Клад Птичьего острова» (1952), Земан соединил рисованную и кукольную анимацию[3].

В 1955 году выходит первый полнометражный комбинированный трюковый фильм Земана — «Путешествие к началу времён», в котором режиссёр сочетает игру актёров с кукольной анимацией и объёмными макетами[4]. Международную известность Земану принес его следующий фильм — «Губительное изобретение» (1958; в советском прокате «Тайна острова Бэк-Кап»), снятый по мотивам романа Жюля Верна «Флаг Родины». В этом фильме окончательно оформился стиль режиссёра. Объединяя игру актёров с различными видами анимации, объёмными макетами и рисованными задниками, Карел Земан стилизует фильм под гравюры первых иллюстраторов романов французского писателя[5]. Фильм получил Гран при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе[6]; критики и журналисты сравнивали режиссёра с Жоржем Мельесом[7]. Найденного стиля художник придерживался и в последующих трюковых фильмах: в «Бароне Мюнхгаузене» (1961) отправной точкой для него стали рисунки Гюстава Доре[8], а в «Хронике шута» (1964; в советском прокате «Два мушкетёра») — гравюры XVII века[9]. По мотивам произведений Жюля Верна Земан снял ещё два фильма — «Похищенный дирижабль» (1967) и «На комете» (1970)[10].

В начале 1970-х годов у Земана неожиданно отказало зрение, и ему пришлось перенести тяжёлую операцию хрусталиков глаз. Ослабшее зрение не позволяло режиссёру снимать новые комбинированные фильмы, и он вернулся к «чистой» анимации. Теперь художник работает в технике плоской бумажной марионетки. В этой технике он снимает три полнометражных мультфильма: «Тысяча и одна ночь» (1974), «Крабат — ученик колдуна» (1977) и «Сказка о Гонзике и Марженке» (1980; последний фильм Земана)[11].