Кракауэр, Зигфрид


Зигфрид Кракауэр (нем. Siegfried Kracauer, 8 февраля 1889, Франкфурт-на-Майне, Германия — 26 ноября 1966, Нью-Йорк) — немецкий социолог массовой культуры, кинокритик, писатель, публицист, один из самых влиятельных теоретиков кинематографа. Сформировал учение о спиралевидной взаимозависимости коммерческого кино и массовой психологии: кино точно отражает психологию масс со всеми её «тёмными» сторонами и, в свою очередь, воздействует на её формирование.

Из еврейской семьи. В 19071913 годах изучал архитектуру в Дармштадте, Берлине и Мюнхене, слушал курсы философии и социологии. В 1914 году получил диплом инженера, до 1920 года работал архитектором в Оснабрюке, Берлине и Мюнхене. В 19221933 годах вёл отдел литературной и кинокритики в газете «Франкфуртер Цайтунг» во Франкфурте, а с 1930 года — в Берлине, сблизился там с Вальтером Беньямином и Эрнстом Блохом. Испытал воздействие «теологии революции» Эрнста Блоха, философии романа Дьёрдя Лукача. В эссе «Детективный роман» (1925), серии журнальных заметок «Орнамент массы» (1927), книге «Служащие» (1930), повлиявших на Теодора Адорно и его позднейшие исследования авторитарной личности, отмечал формирование в Германии 1920-х годах «среднего человека» и его повседневного обихода, феномена скуки мегаполисов и индустрии популярных развлечений (спорт, туризм, кино, фотография, цирк, танцы, реклама), исследовал этот процесс с марксистских позиций, привлекая элементы феноменологической философии и психологии, идеи Макса Вебера и Георга Зиммеля. В многочисленных рецензиях откликался на все сколько-нибудь значительные явления в общественной мысли и культурной жизни Германии 1920-х — начала 1930-х годах.

В 1933 году эмигрировал в Париж, где работал над книгой об Оффенбахе и буржуазном Париже его эпохи (опубл. 1937). С началом Второй мировой войны в 1939 году был на некоторое время интернирован французскими властями, в 1940 году через Марсель и Лиссабон перебрался в США. В 19411943 годах работал в Музее современного искусства в Нью-Йорке, изучал актуальную немецкую кинопропаганду; на средства, полученные от Фонда Рокфеллера и на стипендию Гуггенхайма занимался историей немецкого кино. Итогом этих занятий стала наиболее известная книга Кракауэра «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» (1947, на англ. языке), где становление фашистской идеологии прослеживается на поэтике фильмов немецкого экспрессионизма, трактовке в них темы «человек и власть».

В 1960 году опубликовал другую монографию, получившую известность среди теоретиков и историков зрелищных искусств, — «Природа фильма». В последние годы жизни был руководителем отдела прикладных социальных исследований в Колумбийском университете, занимался изучением воздействия массовых коммуникаций на общественное сознание в странах социализма. Последняя книга Кракауэра — опубликованный посмертно труд «История, последние вещи перед концом» (History, the Last Things Before the Last).