Значение Иерусалима в религии


Несмотря на площадь, составляющую всего 0,9 км²[1], Старый город Иерусалима является местом нахождения многих объектов основополагающей религиозной значимости. Святынями для евреев является Храмовая гора и её Западная стена («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса. В Годовом статистическом сборнике Иерусалима 2000 года перечислены находящиеся в пределах города 1204 синагоги, 158 церквей и 73 мечети[2].

В результате, Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий, как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Иерусалим является святым городом для иудаизма на протяжении примерно 3000 лет, для христианства — около 2000 лет, и для ислама — приблизительно 1400 лет. Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора[3]. Несмотря на усилия, прилагаемые для поддержания мирного религиозного сосуществования, такие объекты, как Храмовая гора, являются постоянным источником трений и противоречий.

Иерусалим является самым святым городом, городом предков, духовной родиной и центром еврейского народа с Х в. до н. э. — с того момента, как царь Давид провозгласил его своей столицей (столицей объединённого Израильского царства)[4].

Согласно еврейской традиции, это — место, где Божественное присутствие наиболее полно проявляется в нашем мире. Наиболее святым местом в Иерусалиме является Храмовая гора. Здесь находится камень, с которого началось основание мира. В период классической античности Иерусалим считался центром мира, в котором обитает Бог[5].

Иерусалим давно укоренён в еврейском религиозном сознании. Евреи изучали и проецировали на себя борьбу царя Давида за овладение Иерусалимом и его стремление построить там еврейский храм, как то описано в Книге Самуила и Псалтыри. Многие из стенаний Давидовых об Иерусалиме стали частью популярных молитв и песен. Синагоги по всему миру традиционно строят со Святым Ковчегом, обращённым в сторону Иерусалима[6], а Ковчеги в самом Иерусалиме обращены к Святая святых[7]. Евреи верят, что в будущем восстановленный Иерусалимский храм станет центром богослужения и просвещения для всего человечества, и, следовательно, Иерусалим станет духовным центром мира[8].