Ивановский канал


Ива́новский кана́л (иногда также — Иваноозёрский канал) — канал, соединявший верховья реки Оки, через приток Упы, с рекой Дон. Первый известный опыт строительства судоходного гидротехнического сооружения в России. Образовывал Ивановскую водную систему.

Ивановский канал был второй при Петре I попыткой «стыковки» рек Волги и Дона. Первый Волго-Донской канал соединял реку Иловлю (левый приток Дона) с рекой Камышинка (приток Волги). Постройка канала была начата под руководством полковника Брекеля, затем управление стройкой взял на себя английский инженер Джон Перри.

Строительство канала началось в 1702 году после заготовки необходимых для него материалов[1]. Он должен был соединить реку Шат (относящуюся к бассейну Волги) в районе расчищенного от ила и торфа и углублённого Иван-озера (отсюда название канала) с верховьями Дона. На прокладку канала было собрано 35 тысяч крестьян из окрестных деревень, а позднее, после первых побед в ходе Северной войны, в прокладке канала участвовали и пленные шведы.

Первые суда были спущены на Ивановском канале в 1707 году. Было построено 14 шлюзов на Упе и на Дону — 70. Навигация длилась только в половодье, в течение весны. Из-за недостатка воды в остальное время года канал использовался недолго, по нему прошло около трёхсот судов, после чего в 1720 году работы на канале были прекращены.

В течение XVIII и до первой половины XIX века к каналу продолжали относиться как к имеющему значение водному пути. Имущество канала охранялось. Периодически описывалось состояние его построек, исследовалась трасса.

За всё время существования непосредственно на канале было построено 33 шлюза. Один из упских шлюзов находился в пределах города Тулы, в районе Зареченского моста.