Императрица Мария (линейный корабль, 1827)


«Императрица Мария»парусный линейный корабль Черноморского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1827 по 1843 год, один из кораблей одноимённого типа, участник русско-турецкой войны 1828—1829 годов и Босфорской экспедиции. Во время несения службы использовался для бомбардировки крепостей и береговых укреплений, высадки десантов, перевозки войск, участия в практических и крейсерских плаваниях в Чёрном море, а по окончании службы был переоборудован в блокшив.

Один из трёх парусных линейных кораблей одноимённого типа, строившихся по чертежам адмирала А. С. Грейга в Николаеве с 1826 по 1829 год[комм. 1]. Длина корабля составляла 59,7—59,8 метра[комм. 2], ширина — 15,5—15,7 метра[комм. 3], а осадка — 6,1 метра[комм. 4]. Корабли этого типа относились к кораблям 84-пушечного ранга, однако имели большее количество орудий, так на «Императрице Марии» их число достигало 96[1][2][3].

Корабль назван в честь супруги императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны, и был одним из двух парусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. Одноимённый корабль был построен в 1853 году, также нёс службу в составе Черноморского флота и принимал участие в Крымской войне[4].

Линейный корабль «Императрица Мария» был заложен на стапеле главного адмиралтейства в Николаеве в 1826 году, во время строительства его командиром был назначен командир 35-го флотского экипажа капитан 2-го ранга Г. А. Папахристо. После спуска на воду в 17 (29) октября 1827 года вошёл в состав Черноморского флота России и до конца года находился при Николаевском порте. Строительство вёл корабельный мастер 6 класса И. С. Разумов. В кампанию следующего 1828 года совершил переход из Николаева в Севастополь[1][5][6][7].

Принимал участие в русско-турецкой войне. 24 августа (5 сентября1828 года присоединился к флоту, находившемуся у Варны, доставив туда из Николаева 920 солдат и офицеров. 3 (15) сентябряна корабле проходили переговоры между адмиралом А. С. Грейгом и капудан-пашой, на которых капудан-паша отказался сдать крепость. После чего 4 (16) и 5 (17) сентября корабль принимал участие в бомбардировке крепости. 2 (14) октября ушёл от Варны с императором Николаем I на борту. На пути в Россию попал в сильный шторм и получил серьёзные повреждения — у корабля были сломаны фор-стеньга, грот- и брам-стеньги, утлегарь, бом-утлегарь, однако к 8 (20) октября корабль успешно добрался до Одессы, доставив туда императора, после чего ушёл в Севастополь[1]. В тот же день командир корабля капитан 2-го ранга Г. А. Папахристо за отличия под Варной был награждён орденом Святой Анны II степени[6].