Индуистская иконография


Индуистская иконография (англ. Hindu iconography) — совокупность канонических правил изображения божественных образов в индуизме, отражающих их духовное значение. В течение более чем двухтысячелетней истории индуизма в нём были приняты различные иконографические символы, которые являются частью индуистской иконографии. Они преисполнены духовного значения, основанного на священных текстах и культурных традициях. Толкование иконографии варьируется в зависимости от географии, исторического периода и религиозной традиции.

По мере развития иконографии одни символы (такие как свастика) нашли распространение за пределами индуизма, тогда как другие (например, Ом) получили признание исключительно как индуистские. Другими важнейшими аспектами индуистской иконографии являются мурти и мудры. Некоторые символы в индуистской иконографии (животные, растения, инструменты, оружие и даже цвета) ассоциируются с одним из божеств или наоборот. В отдельных случаях сами божества выступают персонификацией природных сил. Примерами могут служить ведийские божества: Агни (олицетворяющий огонь), Ваю (ветер), Сурья (Солнце) и Притхиви (Земля). В других случаях те или иные ассоциации связаны с определёнными мифами. Символизм отождествляет божества с природными силами, священными атрибутами или с видом деятельности. Знание символики индуизма играет ключевую роль в понимании аллегорических ссылок как в литературе индуизма, так и в работах древних и современных индийских авторов.

Следует отметить, что целью художественного искусства индуизма никогда не было подражание природе или воссоздание реальности с помощью художественных приёмов. Его конечным стремлением является создание идеализированной формы. Скульпторы и художники не уподобляли свои творения живым существам. Вне зависимости от того, был ли их иконографический объект божеством или эпическим героем, его создатель стремился передать стилизованный идеал[1].

Истоки изобразительного канона индуизма восходят к Индской цивилизации (2300—1700 годы до н. э.), древнейшей на территории Индостана. Изображение трёхликого рогатого божества, сидящего в йогической позе в окружении животных, на одной из печатей Мохенджо-Даро отдалённо напоминает Шиву-Пашупати. Прообраз божественного танцора, Шивы-Натараджи просматривается в мужском торсе, найденном в Хараппе. Лёгкий разворот верхней части тела, наклон её в правую сторону, поднятое левое бедро станут характерными для изображений танцующего Шивы. Многочисленные женские терракотовые фигурки из Мохенджо-Даро и Хараппы считают изображениями божественной матери, богини плодородия, культ которой был широко распространён. Женские изображения последующих эпох напоминают их своими пышными формами[2].