Иоанн Коттон


Иоанн Котто́н (лат. Johannes Cotto, также лат. Johannes Affligemensis Иоанн Аффлигемский) — средневековый теоретик музыки. Монах-бенедиктинец. Автор трактата «De musica» (около 1100 г.).

Подробности биографии Иоанна неизвестны. Ранее считалось (М. Герберт и др. учёные), на основе авторского посвящения некоему Фульгенцию, что Иоанн родом из Англии, поскольку Фульгенций в посвящении описывается как 'episcopus anglorum’. Позже (Й.М. Смитсом ван Васберге) было высказано предположение, что Иоанн — монах Аффлигемского монастыря в Брабанте[2], в котором Фульгенций служил аббатом в 1089–1121 гг. Ныне утвердилось мнение (М. Югло, К. Палиска), что Иоанн работал в Санкт-Галленском монастыре или в Райхенау — на том основании, что в тонарии, приложенному к трактату, автор показывает знание особенностей невменной нотации и самих монодических распевов, присущих именно южногерманскому узусу. При этом не исключается, что он был английского происхождения (Коттон), как и то, что заказчиком его труда мог быть аббат Фульгенций из Аффлигема (под началом которого, возможно, Иоанн провёл свои молодые годы).

Основные авторитеты Иоанна — Гвидо Аретинский и Боэций. Среди других (названных и не названных непосредственно по имени) — Псевдо-Одо (ранее известный под именем Одо Клюнийского), Исидор Севильский, Герман Расслабленный, Берно из Райхенау, Амаларий Мецский.

Трактат состоит из 27 глав (гл. 24-27 — тонарий) и охватывает различные темы, так или иначе связанные с григорианикой. После глав, посвящённых этимологии слова «музыка» и этосу (пользе, назначению) музыки, слоговой (ut-re-mi-fa-sol-la, но без упоминания мутации) и буквенной нотации (Г-A-B-C-D...), монохорду, девяти «консонантным» интервалам (к числу которых Иоанн причислил унисон, но исключил октаву)[3], Полной системе греков, монодическим ладам (включая [гл.16] их этические характеристики) и правилам сочинения "надлежащей" монодии, следует глава 23, описывающая двухголосие (оригинальные термины лат. diaphonia, organum), сложенное по принципу нота-против-ноты (то есть силлабически). Там же Иоанн очень кратко упоминает о том, что ныне известно как мелизматический органум[4].

Комментарии, нотные примеры, рекомендации по «правильной» композиции, как считается, обнаруживают знакомство Иоанна с музыкой современных ему певческих школ во Франции (Сен-Марсьяль) и Испании (Кодекс Каликста). Инструкции по многоголосной композиции Иоанна родственны также известному ныне анонимному практическому пособию по композиции органума «Ad organum faciendum», которое было написано во второй половине XI века.