Искусство Китая


Искусство Китая — совокупность элементов искусства народов Китайской Народной Республики на протяжении её истории.

Вопросы культуры и искусства Китайской народной республики, включая управление национальными музеями, поощрение и защита искусства находятся в ведении Министерства культуры КНР.

Искусство Китая создавалось многими поколениями народов, живущих в Китайской народной республике. Искусство создавалось под влиянием искусства народов Месопотамии, Персии, буддийской Индии, азиатских кочевых народов, ближневосточных племён, китайских традиций, их философских и религиозных воззрений. Всё это позволило создать своеобразное искусство Китая. Особенностью классического китайского искусства является то, что его предметом является не человек, с его духовными идеалами, а жизнь природы. На территории Китая впервые в мире создали звёздные карты, лунный календарь, компас, сейсмограф, бумагу и чернила и т. д. Китайская цивилизация лежит в основе таких культурных традиций таких Восточных стран как Япония, Корея, Индокитай, Монголия. Самые старые находки китайского искусства датируются 3000 г. до н. э. Это керамика, геометрический орнамент, соединённые кости, полированные каменные инструменты. В 3000 до н. э. находили чёрную неорнаментованую керамику[1].

Китайская живопись зародилась в древнем Китае. В эпоху Тан и Сун создаются наиболее известные произведения. К мастерам живописи Китая относятся: У Даоцзы (680—740), Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (675—741), Ван Вэй (701—761), Хань Хуан (723—787), Хань Гань (706—783), Чжан Сюань (714—742), Ван Ай, Ся Гуй (1195—1224), Ма Юань (1190—1279), Ми Фэй (1051—1107), Ван Симэн (1096—?), Хуэй-цзун (1082—1135), Чжан Цзэдуань (1085—1145), Вэнь Тун (1019—1079), Го Си (1020—1090), Янь Вэньгуй (кон. X — нач. XI вв.).

Художники Гу Кайчжи и Чжан Сэнъяо считаются основателями китайской живописи, Лу Таньвэй — теоретиком Се Хэ, написавшим «Шесть законов живописи», У Даоцзы — основоположником пейзажной живописи — шань-шуй (кит. 山水, «живописание гор и воды»). Итальянец, придворный художник Джузеппе Кастильоне прожил в Китае около 50 лет, снискав высокое признание трёх китайских императоров: Канси (1662—1722), Юнчжэна (1723—1735) и Цяньлуна (1736—1795). Здесь он работал в технике китайской живописи, используя европейские художественные приёмы, и построил дворец в западном стиле при парке Юаньминъюань.