История почты и почтовых марок Турции


История почты и почтовых марок Турции охватывает совокупность исторического наследия почты и филателии Турции и её государства-предшественника, Османской империи.

История почты собственно Турции ведёт своё начало с XVIII века, когда иностранные государства организовали курьерскую доставку корреспонденции через свои консульства на территории Османской империи. Несмотря на некоторое отставание в развитии собственной почты, в 1863 году Турция стала вторым независимым государством в Азии (после России), выпустившим почтовые марки с клеевым слоем, а в 1875 году была одним из учредителей Всеобщего почтового союза, в дальнейшем Всемирного почтового союза (ВПС). Турция была провозглашена республикой в 1923 году, и в последующие годы её почта стала более модернизированной и эффективной, а качество дизайна[en] и изготовления её почтовых марок улучшились. Современным почтовым оператором страны является государственная компания PTT[англ.][2].

В VI веке до н. э. в Персидской империи была устроена почтовая служба, известная под названием ангарион[4] и охватывавшая также территорию нынешней Турции. Про дорогу из Сард в Сузы длиной в 450 парасангов (2500 км), которая была разделена на 111 станций, упоминает Геродот[5]. Главным маршрутом ангариона была Царская дорога, пролегавшая от Эгейского побережья Малой Азии, через Армению и Ассирию к центру Двуречья на Сузы[6].

В Древнем Риме, во времена Римской республики, возникла государственная транспортная система cursus publicus, получившая значительное развитие при императоре Августе[7], но не являющаяся почтой в современном смысле слова. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной почты развилось необычайно оживлённое движение. Расстояния от Британии до Балкан, Кавказа, нынешней Турции, Сирии, Палестины и Иордании и от устья Рейна до Ливийской пустыни и Александрии можно было преодолевать сравнительно быстро[8].