Cursus publicus


Cursus publicus (курсус публикус, с лат. — «общественный путь», греч. δημόσιος δρόμος) — государственная транспортная система в Римской, а позднее Византийской империях. Система была создана при императоре Октавиане Августе (27 год до н. э. — 14 год н. э.) и предназначалась для передачи важных сообщений, а позднее — поездок высоких персон и перевозки ценных грузов. Сама cursus publicus не занималась перевозкой, а только предоставляла инфраструктуру: на протяжении римских дорог были расположены станции, обеспечивающие смену лошадей, ночлег, питание и другие услуги. Система содержалась за счёт населения провинций и была тяжёлым экономическим бременем. Её использование требовало наличия разрешения, формально выдаваемого только для государственных целей, но часто получаемого влиятельными людьми в личных целях. На западе cursus publicus пришла в упадок в связи с падением Западной Римской империи, а на востоке система была закрыта на протяжении IV—V веков из-за крайней затратности её содержания. В современной литературе cursus publicus часто называется «римской почтой», хотя её устройство и весьма отличалось от устройства современной почты[1].

В источниках I—III века систему упоминают как vehiculatio, а название cursus publicus появляется с IV века. Из-за малочисленности источников с первым названием и сохранения базовых принципов функционирования на протяжении принципата и поздней империи, тем не менее, современные авторы называют систему cursus publicus на протяжении всего её существования[2].

История основания системы известна по Светонию. Другие источники по событиям до кризиса III века включают Плиния Младшего, Аврелия Виктора и Historia Augusta. О cursus publicus периода кризиса известно немного, поскольку источники этого времени в целом малочисленны. После кризиса появляются многочисленные законодательные акты — так, глава о cursus publicis была одной из самых длинных в кодексе Феодосия — законодатели пытались уменьшить стоимость системы, ограничив нелегальное и экстравагантное использование[3][4]. Данные о поздней cursus publicus известны из трудов Прокопия Кесарийского.

Представление о cursus publicus менялось на протяжении XX века, поскольку появлялись новые источники: так, в 1976 году был опубликован эдикт наместника[англ.] Галатии Секста Сотидия (13—16 годы), содержащий подробности об оплате проезда.