Ифукубэ, Акира


Акира Ифукубэ (яп. 伊福部 昭) (31 мая 1914[1][2], Кусиро, Хоккайдо, Япония — 8 февраля 2006[3][1][…], Мэгуро, Токио, Япония) — японский композитор классической музыки и музыки к фильмам, более всего известен как автор саундтреков к фильмам о Годзилле и других кайдзю кинокомпании Toho.

Родился 31 мая 1914 года в Кусиро на японском острове Хоккайдо, третий сын синтоистского священника. Большая часть детства прошла в местах со смешанным проживанием японцев и айнов, его отец общался с айну, что было необычно для того времени. На Ифукубэ оказало большое влияние традиционная музыка обоих этих народов. Обучался игре на скрипке и сямисэн. Его знакомство с классической музыкой произошло во время посещения средней школы в столице Хоккайдо, Саппоро. Легенда гласит, что Ифукубэ решил стать композитором в возрасте 14 лет, после того как услышал по радио исполнение балета Игоря Стравинского «Весна Священная». Он также упоминал музыку Мануэля де Фалья как оказавшую на него серьёзное влияние.

Ифукубэ обучался лесоводству в университете Хоккайдо и в свободное время сочинял музыку, так же как ряд других японских композиторов-самоучек, таких как Тору Такемицу и Такаси Ёсимацу. Его первой пьесой было соло для фортепиано, Piano Suite (позже название было изменено на Japan Suite для версии в аранжировке для оркестра). Она была посвящена пианисту Джорджу Коупленду[англ.], который в то время жил в Испании. Ацуси Миура, музыковед и друг Ифукубэ по университету, отправил фанатское письмо Коупленду, на которое Коупленд ответил: «Это замечательно, что вы слушаете мой альбом, несмотря на то, что живете в Японии, на противоположной стороне земли. Я предполагаю, что вы, может быть, сочиняете музыку. Отправьте мне пару своих фортепианных пьес». Тогда Миура, который не был композитором, представил ему Ифукубэ и его пьесу. Коупленд обещал интерпретировать её, но переписка, к сожалению, была прекращена из-за гражданской войны в Испании. Большой прорыв в жизни Ифукубэ произошел в 1935 году, когда его первое оркестровое произведение, Japanese Rhapsody, заняло первое место в международном конкурсе молодых композиторов при поддержке Александра Черепнина. Судьи конкурса — Альбер Руссель, Жак Ибер, Артюр Онеггер, Александр Тансман, Тибор Харшаньи, Пьер-Октав Ферру[англ.] и Анри Жиль-Марше — были единодушны в своем выборе Ифукубэ победителем.[4] В следующем году, когда Черепнин был с визитом в Японии, Ифукубэ изучил теорию современной западной композиции, и в 1938 году его Piano Suite заслужила почетное упоминание на фестивале ICSM в Венеции. В конце 1930-х годов его музыка, особенно Японская Рапсодия, несколько раз исполнялась в Европе.