Йога-упанишады


Йога-упанишады (IAST: Yoga Upaniṣad) — группа небольших упанишад Индуизма, поднимающих тему йоги и написанных на санскрите[1]. Двадцать Йога-упанишад перечислены в антологии Муктика[2][3]. Йога-упанишады, наряду с другими небольшими упанишадами, обычно классифицируются раздельно от тринадцать основных упанишад, считающихся более древними и относящимися к ведическим традициям[4].

Йога-упанишады покрывают темы теории и практики техник йоги, с различным акцентированием на методологии и медитации, однако с общими идеями[3].

Точные даты создания каждой из Йога-упанишад остаются неизвестными, а оценки различных учёных разнятся. Согласно Махони, они с большой вероятностью были созданы в период между 100 г. до н. э. и 1100 г. н. э.[5] Гэвин Флад, однако, датирует Йога-упанишады периодом между 100 г. до н. э. и 300 г. н. э.[6] Согласно Джеймсу Маллинсону[англ.], некоторые Йога-упанишады были переписаны в XVIII веке для соответствия идеям Хатхи-йоги[7].

Мирча Элиаде отмечает, что стиль текста, архаичный язык и упоминание некоторых Йога-упанишад в других индийских текстах позволяет предположить, что следующие Йога-упанишады были с большой вероятностью сочинены в тот же период, что и Махабхарата и главные упанишады Санньяса: Брахмабинду (которая, вероятно, была сочинена одновременно с Майтраяния-упанишадой), Кшурика, Амритабинду, Брахмавидья, Теджобинду, Надабинду, Йогашикха, Дхьяна-бинду и Йога-таттва[8]. Согласно этому предположению, данные упанишады были сочинены в последние века до н. э. или первые века н. э. Эти упанишады, добавляет Элиаде, скорее всего были сочинены раньше остальных 10—11 Йога-упанишад, таких как Йогакундалини, Вараха и Пашупата[8].

Йога-упанишады рассматривают различные аспекты йоги, в том числе — позы, дыхательные упражнения, медитацию (дхьяна), звуки (нада), тантру (анатомию кундалини) и другое[6]. Некоторые из рассматриваемых тем не покрываются Бхагавадгитой и Йога-сутрами Патанджали[9].

Многие тексты описывают йогу как состоящую из отдельных этапов или элементов (анг). Согласно Паулю Дойссену, важнейшими Йога-упанишадами, раскрывающими эти темы, являются Брахмавидья, Кшурика, Мантрика (относящаяся к Саманья-упанишадам), Надабинду, Брахмабинду, Амритабинду, Дхьяна-бинду, Теджобинду, Йогашикха, Йога-таттва и Хамса[10]. Эти 11 Йога-упанишад с точки зрения Веданты принадлежат к веде шакха (школа). Они содержат рассуждения об этике (яме и нияме), асане, пранаяме, пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи[10][11].