Казанский речной порт


Казанский речной порт — речной порт находящийся, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта", в оперативном ведении ФБУ Администрации Волжского бассейна внутренних водных путей Федерального агентства морского и речного транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации в городе Казань, расположенный на левом берегу реки Волги (на 1310 километре). Является крупнейшим портом Татарстана. Посредством единой глубоководной системы Европейской части России сообщается с Белым, Балтийским, Чёрным, Азовским и Каспийским морями, вследствие чего является одним из ключевых транспортных центров.

Казань исторически является одним из крупнейших центров судоходства на Волге, так как находится на волжском торговом пути. Есть сведения об ежегодном проведении весенней ярмарке в XV веке на «Гостином» острове (остров Маркиз) в окрестностях города. Через реку Казанку суда с Волги подходили к посаду, к протоке Булак и озеру Кабан. По их берегам имелись естественные пристани[1], на которых осуществлялась выгрузка-погрузка различных товаров.

24 августа 1552 года из-за бури у пристаней в устье Казанки затонуло много судов с запасами продовольствия для войск Иоанна IV, осаждавших Казань. В сентябре-октябре судовой ратью сюда доставлялись новые припасы для осады.

После того как земли Поволжья были присоединёны к Русскому царству пристани Казани начали принимать купеческие суда купцов, которые весной отправлялись караванами от Нижнего Новгорода до Астрахани, а осенью возвращались обратно из Астрахани. Купеческие суда охранялись стрельцами и особых военных флотилий, носивших название «ясаульные струги»[2].

В селе Бишбалта, расположенном около Зилантова Успенского монастыря возле устья реки Казанки было организовано строительство судов. В 1710 году для Балтийского флота была построена эскадра из пяти кораблей — «Город Казань», «Орёл», «Полумесяц», «Северная звезда», «Солнце». Позже здесь были построены несколько судов, предназначавшихся для Каспийского моря[3].

В 1718 году по Указу Петра I около деревни Бишбалта (Бежболды) на левом берегу реки Казанки было организовано Казанское адмиралтейство, которое в следующее столетие стало крупнейшим центром судостроения на Волге. На верфях Казанского адмиралтейства большей частью была построена Военная флотилия для Персидского похода 1722—1723 годов.