Калло, Жак


Жак Калло́ (фр. Jacques Callot; между 25 марта и 21 августа 1592, Нанси, Лотарингия — 24 марта 1635, там же) — французский (лотарингский) рисовальщик и гравёр, один из наиболее значительных и плодовитых мастеров офорта, известный как автор свыше 1500 гравюр. Усовершенствовал технику штриховой манеры офорта введением «твёрдого лака» и приёмов многослойного травления печатной доски[1].

Жак Калло родился в 1592 или 1593 году в Нанси, в многодетной и знатной семье Жана Калло, герольда герцога Лотарингского и его жены Рене Брюнбо. В семье было восемь детей, шесть мальчиков и две девочки. Жак Калло был вторым из шести сыновей[2]. Его дед по отцовской линии был женат на внучатой племяннице Жанны д’Арк и был удостоен дворянского титула 30 июля 1584 года герцогом Карлом III Лотарингским за «знаки своей верности и храбрости»[3].

Жак с детства интересовался рисованием, стремясь изобразить всё, что видел на улице: солдат, нищих, бродяг, паломников, акробатов, шутов. Он учился рисунку и гравированию в Нанси у лотарингского гравёра Клода Анриэ Второго (Claude Henriet), с 1607 года — у ювелира, золотых дел мастера Д. Крока, что, вероятно, в дальнейшем повлияло на формирование его индивидуального стиля и склонности к «чеканной линии» и точному, «ювелирному» штриху. Придворным художником герцогов Лотарингских в Нанси в то время был живописец, рисовальщик и гравёр Жак Белланж, творчество которого оказало на Калло значительное влияние.

В 1608 году Жак, сбежав из дома, тайком отправился пешком в Рим, по легенде — с бродячими цыганами. По версии А. Фелибьена Жак Калло дважды убегал из дома и дважды по требованию отца возвращался назад, пока, наконец, отец не дал согласие на его обучение в Италии. В 1609—1611 годах изучал труднейшую технику резцовой гравюры в мастерской Филиппа Томассена в Риме, затем переехал во Флоренцию, где сотрудничал с Антонио Темпестой, обучившим Калло технике штрихового офорта.

Во Флоренции, Калло также учился у живописца и гравёра Ремиджо Кантагаллины, в 1612 году поступил учиться в мастерскую Джулио Париджи. В дальнейшем он часто сотрудничал с Джулио Париджи, испытав его влияние, и с Ремиджо Кантагаллиной. Столь многообразные связи характерны для художественной жизни Италии и Франции периода барокко и маньеризма. В 1614—1621 годах Жак Калло под руководством Дж. Париджи работал при дворе Великого герцога Тосканского Козимо II Медичи во дворце Уффици. Он оформлял празднества и театральные представления, что в дальнейшем дало ему темы и материал для серий своих гротескных гравюр. После смерти великого герцога Козимо II Медичи в 1621 году, он откликнулся на желание герцога Карла IV Лотарингского видеть его при своём дворе в Нанси и вернулся в Лотарингию, где получил лестный приём.

В 1627 году по приглашению инфанты Изабеллы Калло посетил Нидерланды, в 1629—1630 годах жил в Париже. Путешествия Калло нашли отражение в его работах, на которых он изображал виды Голландии, Италии, Франции, создавал характерные портреты военных, циркачей, актёров.