Площадь Гагарина (Москва)


Площадь Гага́рина — площадь в Юго-Западном и Южном округах города Москвы на Ленинском проспекте, от которой лучами расходятся улица Косыгина и проспект 60-летия Октября. Под площадью в тоннеле проходят Окружная железная дорога и Третье транспортное кольцо. Одна из самых крупных по территории площадей в России[источник не указан 1857 дней].

Названа 11 апреля 1968 года[1] в честь первого человека, совершившего полёт в космос, Ю. А. Гагарина в связи с тем, что на этой площади 14 апреля 1961 года жители Москвы встречали первого космонавта. Ранее северная часть площади именовалась площадью Калужской Заставы, так как здесь в 1742—1852 годах на Камер-коллежском валу находилась застава при въезде в Москву по Калужскому шоссе.

Площадь возникла на Калужском шоссе при строительстве в 1742 году Камер-коллежского вала вокруг Москвы, который стал в 1806 году официальной полицейской границей города. У образовавшейся здесь Калужской заставы была образована площадь. Долгое время сюда не доходила жилая застройка города. Рядом был Нескучный сад, парковые усадьбы и Донской монастырь. Район в 1806 году вошёл в Москву в составе Серпуховской полицейской части. Перед площадью в конце XIX века находились: слободы — Живодёрная (вошла в Москву в 1866 году[2]) и слобода при Андреевском монастыре, а также Андреевская богадельня. Далее шёл овраг реки Кровянки. «Калу́жская заста́ва — не из бойких. Она так же, как и Серпуховская и некоторые другие заставы, со стороны Москвы порядочно удалена от жилья»[3].

Тем не менее через площадь Калужской заставы к 1891 году проходила из центра конка, а далее через площадь шёл паровой трамвай до Воробъёвых гор, где были дачи и места отдыха горожан. К 1909 году до площади был пущен электрический трамвай. В 1908 году по оврагу южнее площади прошла Окружная железная дорога (сейчас это часть линии МЦК), по которой перевозили товар грузовые поезда до конца XX века. После завершения строительства Окружная железная дорога стала официальной границей Москвы.[4] В 1936 году ликвидировали трамвайную линию на Большой Калужской улице, проходившую через Калужскую заставу.[5] Вместо них стали курсировать троллейбусы и автобусы.

В начале 1940-х годов на северной стороне площади начали сооружение двух жилых домов с башнями, по плану образующих парадный въезд в город Москва. Этот архитектурный ансамбль из-за войны закончили только в 1950 году. Эти дома в основном строили заключённые.