Каменный Ручей (авиабаза)


Монгохто (Ка́менный Руче́й) — с момента своего создания и до сегодняшнего дня — крупнейший военный аэродром на Дальнем Востоке РФ, посёлок Монгохто. Расположен в 30 км севернее города Советская Гавань. Другие обозначения — Alekseyevka (US), Mongohto (Mongokhto).

Железнодорожная станция в 8 км от посёлка называется Ландыши, ведомственная грузовая станция в бывшей промзоне посёлка — Брусничная (в народе — «Брусничка»).

До 2009 года на аэродроме базировался 568-й ОГСАП (отдельный Гвардейский смешанный авиаполк) Тихоокеанского флота ВМФ России (войсковая часть 90724), вооружённый самолётами дальней противолодочной обороны Ту-142МЗ и самолётами-радиоретрансляторами Ту142МР, дальними ракетоносцами Ту-22М3, поисково-спасательным отрядом вертолётов Ка-27ПС, Ми-8 и военно-транспортным самолётом Ан-26. В 2010 году части гарнизона переформированы в 7061-ю Гвардейскую авиабазу Тихоокеанского флота. В настоящее время на аэродроме дислоцируется противолодочная эскадрилья сокращённого состава на Ту-142МЗ/МР (семь машин) и один транспортный самолёт Ан-26.

В советские годы на аэродроме дислоцировалась 143-я морская ракетоносная авиационная дивизия ВВС ТОФ (двухполкового состава, командир дивизии/начальник гарнизона — генерал-майор) — 568-й морской ракетоносный авиационный полк и 570-й морской ракетоносный авиационный полк, на самолётах Ил-28, затем Ту-16 и Ту-22М2, и 310-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия на самолётах Ту-142. В то время это был самый большой авиационный гарнизон (авиационное соединение) на Дальнем Востоке, который в числе первых получал новую авиационную технику, проводились войсковые испытания и исследования, а до начала 2000-х годов — и самый большой дальневосточный аэродром, активно использовавшийся при грузовых и пассажирских перевозках, в том числе и Аэрофлотом.

Аэродром горный, КТА аэродрома 210 метров, высота круга 1200 метров. В связи с особенностями муссонного климата в летний период возможны туманы, в зимне-весенний — обильные снегопады. В 20 веке основная интенсивность полётов приходилась именно на осенне-зимний период, так как начиная с мая и по конец июля практически ежедневно аэродром в вечера и до утра накрывало густым туманом (видимость в тумане составляла 50-100 метров). В XXI веке, в связи с глобальным потеплением, интенсивность и плотность туманов резко упала.

Взлётно-посадочная площадка построена в годы ВОВ, по крайней мере известно фактическое применение запасного аэродрома для тяжёлых машин.