Канкан


Канка́н (фр. cancan)[1] — энергичный и откровенный эротический французский танец с демонстрацией нижнего женского белья. Поначалу во Франции танец не пользовался популярностью и подвергался резкой критике, поскольку для своего времени он считался крайне непристойным[2]. Однако специально собранная комиссия французских властей и общественности разрешила и одобрила исполнение танца в парижских кабаре, что стало приносить доходы в городской бюджет Парижа.

Появился канкан в Париже в 1820—1830-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, как производный вариант кадрили (давшей зажигательные движения последней фигуры этого танца) и галопа (давшего двудольный метр и быстрый темп). Эффектный шпагат и энергичные махи ногами заимствованы из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазюрье.

Музыкальный размер танца 2/4. Темп быстрый, энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание руки, ноги, головы, прыжки и кувырки вниз головой. Постепенно темп и движение канкана усложнялись. Трюки с юбками вошли в танец к концу XIX века, когда появились и вошли в моду требуемые чулки и нижнее женское бельё.

Танец канкан можно считать одним из предшественников современного стриптиза. И канкан, и стриптиз десятилетиями считались танцами крайне непристойными, вызывающими и вульгарными. Между исполнительницами и проститутками ставили знак равенства. Первоначально в Америке стриптизом назывался бурлеск.

Танцовщиц канкана любил рисовать художник постимпрессионист Анри Тулуз-Лотрек. Знаменитыми канканистками, чей образ сохранился благодаря завсегдатаю заведений Тулуз-Лотреку, были Ла Гулю и Жанна Авриль, блиставшие в «Мулен Руж». Мужчины танцевали вместе с женщинами в XIX веке, потом эта традиция была утрачена. Элементы танца канкан в XX веке использовались в развитии жанров варьете и музыкальная комедия в мюзикхоллах и музыкальных театрах Европы и США.

Изначально во Франции канкан танцевали одиночные танцовщицы, а в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию, — кордебалет. В 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини[3] объединил в «Мулен Руже» парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан», и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.