Чулки


Чулки́ — вид одежды для нижней части ног. Обычно сделаны из текстиля. В прошлом использовались как женщинами, так и мужчинами. В современной моде — предмет преимущественно женской одежды, хотя на рынке присутствуют и мужские модели[1].

Происходит от тюркского, ср. чуваш. tš́ǝ̂lga, tš́ulgа «чулок»; тат. čolgåu «портянка», тат. čolga «обматывать»; кыпч. čulgau, каз. šulgau «обмотка, онуча»; алт. čulgu «пелёнка»; → др.-рус. чулъкъ (опись имущества Ивана Грозного, 1582−1583; Хож. Познякова, 1558, 12, Хож. Котова) → рус. чулок, чулка́; укр. чуло́к; болг. чу́лка.

В 1589 году безработный англичанин по имени Лий, жена которого зарабатывала на жизнь вязкой чулок, создал первый вязальный станок для этого. Чулки, сделанные на станке, начинают составлять конкуренцию модным в те времена чулкам из шёлка и бархата. При Людовике XIV получили популярность светло-синие и красные чулки. У последовательниц маркизы де Помпадур в моде были чулки кружевные, стоимость которых приближалась к годовому доходу среднестатистического дворянина. В XVI веке в Испании вновь вошли в моду тонкие дорогие чулки, связанные вручную. Английский король Генрих VIII однажды получил из Испании одну пару таких чулок в качестве дорогого подарка[2]. Кроме того в Венеции даже существовали «Общества Чулка» (итал. Compagnie della Calza), где состояли важные участники культурной жизни Венецианской Республики XV—XVI веков. Представители этих обществ отличались нарядно декорированной одеждой, а также чулками разных цветов, которые и являлись отличительной чертой каждого объединения. Чулки Компаньонов могли быть и в полоску, и в клетку, они часто украшались нашивками или даже драгоценными камнями[3].

После того как многие столетия длинные платья скрывали женские ноги, мода после Первой мировой войны открыла их и очень скоро превратила в фетиш. Наряду с чёрными, белыми, коричневыми и полосатыми появились шёлковые чулки телесного цвета. Хотя сам искусственный шёлк научились изготавливать ещё в 1890 году, чулки из него начинают выпускать только к 1910 годам. Теперь на рынке представлены не только хлопковые, фильдекосовые и шёлковые чулки, но и чулки из вискозы. Такие чулки стоили как минимум в два раза меньше самой дешёвой модели чулок, изготовленных из натурального шёлка, не говоря уже о более дорогих дизайнерских чулках, цена которых доходила до $9. Такое нововведение как укреплённый мысок и пятка с использованием фильдекоса перерастает в дизайнерское решение, известное как «французская пяточка», которая стала эксклюзивной разработкой крупного производителя чулочной продукции Emery-Beers Company и была реализована в новой коллекции чулок «Onyx» 1911 года. А спустя некоторое время компания, выпускающая чулки под торговым названием «Phoenix», анонсирует модель с «гаванской пяточкой», аналогом «французской пяточки» компании Emery-Beers Company.