Карлеварис, Лука


Карлеварис Лука или Карлеварес Лукас (Luca Carlevaris, 20 января 1663 — 12 февраля 1730) — итальянский живописец, архитектор и гравёр в технике офорта, художник венецианской школы эпохи барокко, мастер ведуты.

Карлеварис Лука родился 20 января 1663 года в городе Удине на северо-востоке Италии в семье архитектора и живописца Джованни Леонардо, чьи артистические способности он, вероятно, и унаследовал. В шестнадцать лет он потерял отца и переехал в Венецию, где к тому времени проживала его сестра Кассандра.

Выбор местом жительства был не случаен: приближался золотой век в развитии живописи Италии, и одним из её центров была Венеция[1]. Именно по этой причине этот город и был выбран местом жительства начинающим художником. Он был верен семейным традициям и, испытывая тягу к искусству и наукам, надеялся получить в Венеции все необходимое.

Он поселился вблизи площади Дзенобио (Palazzo Zenobio), что в последующем сыграло немаловажную роль в его карьере. Рядом с площадью находился дворец богатой аристократической семьи Дзенобио, известной своей любовью к искусству и украшавшей свой дворец работами венецианских художников. На молодого и талантливого Луку Карлевариса обратили внимание, и вскоре он приобрел богатого и влиятельного покровителя. Благодаря этому событию он получил своё второе имя — «Лука Са’Дзенобио».

В 1685—1690-х Карлаврис посещает Рим, где стремится совершенствовать своё мастерство. Учась у Гаспаре ван Виттель (Ванвителли), преподававшем в то время в Риме живопись. Лука испытал влияние произведений знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. В 1698 году он возвращается в Венецию и создает работы под впечатлением своих учителей. В то же время современник художника, автор статьи к словарю художников Пьетро Гуариенти (Abecedario pittorico.., 1753), справедливо подчеркивает его сохранившуюся самостоятельность и самобытность.

Кроме живописи Карлеварис занимается гравёрными работами, проявляет математические наклонности, а также интерес к архитектуре. Он был многосторонне развитой личностью, что нашло отражение в его портрете, кисти Бартоломео Назари, находящемся в Оксфордском музее Эшмола. На нём он изображен как высокообразованный человек, окруженный книгами, глобусом с циркулем в руках. Сохранилось небольшое количество его архитектурных чертежей. Они не менее ценны для истории, чем его живописные работы и гравюры. Некоторые из них сделаны одновременно с художественными набросками к художественным работам.