Катастрофа Convair 990 под Цюрихом


Катастрофа Convair 990 под Цюрихом — авиационная катастрофа в результате теракта, произошедшая в субботу 21 февраля 1970 года. Авиалайнер Convair CV-990-30A-6 Coronado авиакомпании Swissair выполнял межконтинентальный рейс SR330 по маршруту ЦюрихТель-АвивГонконг, но через 7 минут после взлёта экипаж сообщил о разгерметизации в салоне и возврате в аэропорт вылета. Однако на обратном пути на борту самолёта возник пожар, в результате которого он потерял управление и рухнул в лес в 2 километрах от Вюренлингена и в 24 км от аэропорта Цюриха. Погибли все находившиеся на его борту 47 человек — 38 пассажиров и 9 членов экипажа.

Причиной катастрофы стал взрыв СВУ, изготовленного палестинскими террористами. Это крупнейший теракт в истории Швейцарии.

Convair 990-30A-6 Coronado (CV-990A (30A-6)) (регистрационный номер HB-ICD, серийный 30-10-15) был выпущен в январе 1962 года, а 3 февраля того же года был передан заказчику — швейцарской авиакомпании Swissair, в которой получил имя Baselland[1]. Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями General Electric CJ805-23[2]. На день катастрофы налетал 24 447 часов[3].

Ранее днём экипаж выполнил рейс по маршруту ЦюрихДюссельдорф—Цюрих. Далее ему предстояло выполнить регулярный пассажирский рейс SR330 из Цюриха в Гонконг с промежуточной посадкой в Тель-Авиве. В 13:14 по местному времени (в 12:14 GMT) рейс 330 вылетел из аэропорта Цюриха с 9 членами экипажа и 38 пассажирами на борту, после чего выполнил левый доворот и начал набор высоты в южном направлении на горы Готард[нем.]. Но в 13:21 (через 7 минут после взлёта), когда самолёт проходил высоту 4300 метров около Заттеля (в 41 километре южнее аэропорта вылета), пилоты неожиданно доложили на землю о разгерметизации лайнера и возврате в Цюрих. Авиадиспетчер дал указание поворачивать на курс 335°, после чего рейс 330 совершил большой правый разворот над Фирвальдштетским озером. Но так как экипаж несколько затянул с выходом из разворота, то самолёт теперь следовал курсом 060°, то есть на северо-восток, поэтому авиадиспетчер дал указание занимать курс 330°, что пилоты и выполнили плавным правым доворотом[4].