Катастрофа DC-10 под Парижем


Катастрофа DC-10 под Парижем (также известная как Авиакатастрофа в Эрменонвиле) — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 3 марта 1974 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании Turkish Airlines выполнял плановый рейс TK 981 по маршруту СтамбулПарижЛондон, но через 9 минут после вылета из Парижа на высоте 3500 метров неожиданно открылась одна из дверей грузового отсека, что создало взрывную декомпрессию, в результате которой разрушились системы управления. Лайнер перешёл в пикирование и через 1,5 минуты на большой скорости рухнул в лес Эрменонвильrufr к северо-востоку от Парижа и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 346 человек — 334 пассажира и 12 членов экипажа.

Это первая и крупнейшая катастрофа с участием DC-10. До 27 марта 1977 года являлась крупнейшей авиационной катастрофой в истории человечества, в настоящее время (на 2022 год) — четвёртая[* 1]. Остаётся крупнейшей катастрофой одного самолёта, в которой не было выживших, а также крупнейшей авиакатастрофой в истории Европы и турецкой авиации.

В ходе расследования было установлено, что причиной катастрофы стало несовершенство запорного механизма двери грузового отсека, которая открылась на большой высоте из-за разницы давлений.

В истории самолёта DC-10 это был уже второй аналогичный случай после произошедшего двумя годами ранее инцидента над Уинсором (обошлось без жертв). В ходе расследования первого случая следственная комиссия сделала ряд рекомендаций по изменению конструкции самолёта с целью предотвратить подобные происшествия. Однако катастрофа под Парижем показала, что ни одна из данных рекомендаций не была выполнена[1].

McDonnell Douglas DC-10-10 (регистрационный номер TC-JAV, заводской 46704, серийный 029) был выпущен на заводах компании «McDonnell Douglas» в Лонг-Бич (Калифорния, США) и свой первый полёт совершил 15 февраля 1972 года, став 29-м выпущенным самолётом DC-10. Изначальный бортовой номер самолёта был N1337U, из чего можно сделать вывод, что первоначальным заказчиком была авиакомпания United Airlines. Однако данной авиакомпании самолёт так и не был передан, а вместо этого 10 декабря 1972 года поступил в авиакомпанию Turkish Airlines, в связи с чем был перерегистрирован и получил бортовой номер TC-JAV и имя Ankara[2]. Был оснащён тремя двухконтурными турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-6D, развивавшими силу тяги до 18 144 кгс каждый[2][3].

В трёх салонах самолёта располагались 345 посадочных мест (12 первого класса и 333 экономкласса), из которых 86 мест располагались в переднем салоне, 108 — в среднем, а 151 — в заднем[4]. Последняя инспекторская проверка самолёта, в ходе которой никаких неполадок обнаружено не было, проводилась 21 января 1974 года. На день катастрофы 2-летний авиалайнер совершил 1537 циклов «взлёт-посадка» и налетал 2955 часов 52 минуты, причём с момента ремонта D — 486 часов 17 минут, а с момента ремонта C — 81 час 34 минуты[5][6].