Кейзер, Томас де


Томас де Кейзер (нидерл. Thomas de Keyser; 1597, Амстердам, Республика Соединённых провинций — 7 июня 1667, Амстердам) — голландский живописец-портретист и архитектор (мастер-каменщик) Золотого века искусства Голландии. Сын выдающегося архитектора и скульптора амстердамской школы Хендрика де Кейзера[5]. До 1630-х годов он был самым востребованным портретистом в Нидерландах, пока великий Рембрандт не затмил его популярность. Его живопись в свою очередь оказала воздействие на Рембрандта, и многие картины де Кейзера некоторое время приписывали самому Рембрандту.

Де Кейзер родился и умер в Амстердаме, столице Голландии. Он был членом большой семьи художников, сыном архитектора Хендрика де Кейзера и братом архитекторов Питера и Виллема де Кейзеров.

По данным Нидерландского института истории искусств, Томас де Кейзер был учеником Корнелиса ван дер Воорта. Находился под влиянием творчества таких мастеров, как Рембрандт и Дирк Халс. Работал в Амстердаме. Наряду с Рембрандтом, братьями Халс (Дирком и Франсом) и Бартоломеусом ван дер Хелстом, часто упоминается в качестве выдающегося портретиста голландской школы живописи.

В 1622 году Томас и Питер стали членами Гильдии Святого Луки. В 1626 году художник женился на Махтельт Андрис, дочери ювелира. В 1640-х годах Томас де Кейзер как портретист столкнулся с сильной конкуренцией со стороны Рембрандта. Из-за отсутствия заказов он некоторое время был вынужден заниматься торговлей строительным камнем и только позднее смог снова обратиться к живописи. В 1640 году он женился второй раз и жил в Линденграхте в Йордане. У пары было пятеро детей, крещённых как протестанты.

С 1662 года и до своей смерти в 1667 году Томас де Кейзер руководил строительством новой ратуши Амстердама по проекту архитектора Якоба ван Кампена (позднее здание Королевского дворца). Он был похоронен в церкви Зёйдеркерк в Амстердаме, как и его отец, которую тот и построил.

Помимо портретов Томас де Кейзер писал картины на исторические и мифологические сюжеты. Согласно энциклопедии «Британника» «его портретная живопись полна характера и мастерски обработана, и часто отличается богатым золотым сиянием цвета и рембрандтовской светотенью. Некоторые из его портретов выполнены в натуральную величину, но художник обычно предпочитал выполнять их в значительно меньшем масштабе, как знаменитые четыре амстердамских бургомистра, собравшиеся для приема Марии Медичи в 1638 году»[6].