Кинематограф Чехии


Кинематограф Чехии — это общее название для фильмов, снятых в Чехии. Международное признание чешский кинематограф получил в 1960-е годы во время Чехословацкой новой волны. Такие фильмы как «Магазин на площади» (1965), «Поезда под пристальным наблюдением» (1966) и «Коля» (1996) стали лауреатами премии ОСКАР в номинации за лучший фильм на иностранном языке, ещё шесть человек попали в список номинантов.

К чешскому кинематографу иногда относят также творения чешских эмигрантов, таких как Милош Форман, Иван Пассер и Войтех Ясны. Крупными режиссёрами экспериментального кино являются Ян Шванкмайер и Иржи Барта, работающие в жанре анимации.

Впервые «движущиеся картинки» появились на чешской земле в 1896 в Праге и Карловых Варах благодаря режиссёру и оператору Яну Кршиженецкому, который, начиная со второй половины 90-х годов XIX века снял ряд короткометражных документальных фильмов — новостей. Через год американская компания провела съёмки своего фильма в Богемии. Вскоре начали открываться частные производители, но они быстро исчезали. Тема зарождающегося кино юмористически описана в фильме Иржи Менцеля «Великолепные мужчины с кинокамерой» (чеш. «Bajecni muzi s klikou»).

После провозглашения независимости Чехословакии, появились профессиональные студии, в моду вошли националистические фильмы, среди прочих, «Во славу Страсти» (чеш. «Utrpením ke slávě») (1919, режиссёр Ричард Ф. Бранальд) и «Святой Вацлав» (чеш. «Svatý Václav») (1929, режиссёр Ян С. Колар), в последнем из которых принимала участие русская актриса Вера Барановская. На уровень звезды европейского уровня встала актриса Анни Ондракова, позже снявшаяся у А. Хичкока. Историческая картина «Строитель Храма» (чеш. «Stavitel chramu») (1920, режиссёры: Карел Дегл, Антонин Новотни), социальная драма «Эротикон» (чеш. «Erotikon») (1929, режиссёр Густав Махаты), и мелодрама «Органист церкви св. Вита» (чеш. «Varhanik u sv. Vita») (1929, режиссёр Мартин Фрич) являются вершиной чешского немого кино[1].

Звук был впервые использован в Чехословакии в фильме «Тонка „Виселица“» (чеш. «Tonka Šibenice») (режиссёр Карел Антон), премьера которого состоялась 27 февраля 1930 года. В сентябре 1930 в Чехословакии введен запрет на импорт фильмов, в которых говорят по-немецки. Это привело к запрещению всех потенциально радикальных немецких фильмов в Чехословакии, в том числе антивоенного фильма «На Западном фронте в 1918 году» (режиссёр Георг Вильгельм Пабст). Ограничение импорта в 30-е способствовало развитию внутреннего кинопроизводства.

Ведущими режиссёрами этого периода стали Мартин Фрич, Карел Ламач и Густав Махаты. Кинокомедия Карела Ламача «Имперско-королевский полевой маршал» (чеш. «C. a k. polní maršálek») имела огромный успех и зажгла новую комедийную звезду Власта Буриана.