Клятва у поклонного креста


Клятва у поклонного креста (малаял. കൂനൻ കുരിശ് സത്യം; также известная как Клятва у наклонного креста или Клятва у косого креста) — решение духовенства и мирян Малабарской церкви в Индии, принятое в Маттанчери[en] (территория современного штата Керала) 3 января 1653 года, о неподчинении римско-католической иерархии и португальским властям в церковной и светской жизни[1][2][3][4]. Среди исследователей существуют различные версии формулировки присяги. Согласно одной из версий, предполагается, что клятва была направлена ​​против португальцев, другая версия утверждает, что против власти иезуитов, а третья версия настаивает, что клятва в Маттанчери была направлена против Католической церкви. В итоге в среде христиан Святого Фомы произошёл раскол, в результате которого часть общины осталась в единстве с Католической церковью, часть вернулась в подчинение восточно-сирийским патриархам Церкви Востока, а ещё одна часть перешла в подчинение антиохийского патриарха Сиро-яковитской церкви[5].

С XII века географически удалённая индийская часть Церкви Востока начала переживать кризис и распад иерархических структур. Серрская епархия (на территории современного штата Керала) Церкви Востока возглавлялась представителями клана Пакаломаттом[en]. В XVI веке в Индию прибыли португальцы. Хотя епископы с Ближнего Востока, назначаемые католикосом-патриархом Церкви Востока были духовными лидерами для верующих в Индии, общее управление индийской церковью осуществлялось местным архидиаконом из клана Пакаломаттом. Первоначально португальские миссионеры приняли «несторианский» характер местной церкви, но к концу века они решили активно привести христиан Святого Фомы к полному общению с Римом и к латинскому обряду. На местных кафедрах были утверждены португальские епископы. В 1595 году в Индию прибыл архиепископ Гоа Алежу де Менезеш[en]. Последний «несторианский» епископ Серрский Мар Абрахам[en] перед смертью в 1597 году назначил своим преемником архидиакона Георгия[en]. Возник конфликт между Менезешем и Георгием, который было принято разрешить на церковном соборе[6].

В июне 1599 года Диамперский собор во главе с Алежу де Менезешем провозгласил унию между несторианской Малабарской и Римско-католической церквами. На соборе было объявлено об отречении от «несторианских заблуждений» и латинизации литургии[7]. Таким образом, с 300-х годов до 1599 года христиане Святого Фомы являлись частью доэфесской Церкви Востока[8][9]. Помимо введения целибата для священников, литургических и церковных изменений, в Гоа и Бомбее была создана португальская инквизиция, которая осуществляла церковную власть в Кочине[10][11]. Насильственные действия португальцев привели к росту недовольства среди христиан Святого Фомы[6].