Диамперский собор


Диамперский собор (малаял. ഉദയംപേരൂർ സൂനഹദോസ്) — собор духовенства и мирян Малабарской церкви, проходивший в деревне Диампер[en] с 20 по 29 июня 1599 года, на котором была заключена уния с Римско-католической церковью.

С XII века географически удалённая индийская часть Церкви Востока начала переживать кризис и распад иерархических структур. Серрская епархия (на территории современного штата Керала) Церкви Востока возглавлялась представителями клана Пакаломаттом[en]. В XVI веке в Индию прибыли португальцы. Первоначально португальские миссионеры приняли «несторианский» характер местной церкви, но к концу века они решили активно привести христиан Святого Фомы к полному общению с Римом и к латинскому обряду. На местных кафедрах были утверждены португальские епископы. В 1595 году в Индию прибыл архиепископ Гоа Алежу де Менезеш[en]. Последний «несторианский» епископ Серрский Мар Абрахам[en] перед смертью в 1597 году назначил своим преемником архидиакона Георгия[en]. Архиепископ Гоа Менезеш назначил иезуита Франсишку Родригиша (Роса)[en] главой Серрской епархии. Георгий призвал не принимать епископов из Ватикана и не допускать изменений в церковном вероучении. В декабре 1598 года Менезеш покинул Гоа для посещения приходов, рукополагая в ходе своих визитов священников, чтобы склонить на свою сторону индийцев, при этом Георгий отлучил около 100 ставленников Менезеша. Однако вскоре Менезеш и Георгий примирились и в мае 1599 года было принято решение о проведении церковного собора в Кочине, на котором обязаны были присутствовать все священники и по 4 мирянина от каждого прихода[1].

Собор проходил c 20 по 29 июня 1599 года, в заседаниях приняли участие 153 клирика, 660 мирян, представители португальских и индийских властей[1]. 21 июня было провозглашено исповедание веры, основанное на постановлениях Тридентского собора (1545—1563), а также отречение от догматов Церкви Востока. По воспоминаниям Франсишку Родригиша обсуждения принимаемых канонов не было. Итоговый документ собора состоял из девяти частей: «Вводная часть», «Речь архиепископа и исповедание веры», «Об ошибках в вере индийских христиан, о праздниках и почитании святых», «О таинствах Крещения и Конфирмации», «Догмат о таинстве Евхаристии», «О епитимии и помазании», «О таинствах Священства и Брака», «О преобразованиях в Церкви», «Об исправлении предания»[1].