Кобозев, Пётр Алексеевич


Пётр Алексе́евич Ко́бозев (рус. дореф. Петръ Алексѣевичъ ​Кобозевъ, 13 (25) августа 1878, Песочня, Рязанская губерния[2]Российская империя — 4 января 1941, Москва, РСФСР, СССР) — государственный и партийный деятель, член РСДРП(б) с 1898 г. Четвёртый и последний председатель Совета министров Дальневосточной республики (ДВР).

Родился в крестьянской семье. Учился в духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, которую не окончил вследствие участия в семинарском бунте (1895). Работал железной дороге слесарем, помощником машиниста, машинистом. В 1898 году окончил Московское реальное училище при реформатской церкви и поступил в Императорское Московское техническое училище. В 1899 году был арестован, осуждён к административной высылке в Ригу. В 1900—1904 гг. учился в Рижском политехническом институте, где участвовал в оборудовании электротехнической лаборатории, руководил студенческими практическими занятиями, ассистировал профессорам. Окончив институт по специальности «инженер-технолог» (руководители партии считали его инженером-железнодорожником[3]), работал на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Входил в состав Рижского комитета РСДРП и редакции большевистской газеты «Голос солдата», был одним из руководителей военной организации социал-демократической партии Латышского края. На 3-м (Объединительном) съезде Латышской социал-демократической рабочей партии (1906) избран в состав её Центрального комитета.

С началом революции 1905 года был уволен вследствие политической неблагонадёжности, работал на нефтепромыслах Кавказа, где организовывал забастовки и демонстрации. Затем работал в Москве — осуществлял надзор за установкой парового отопления в Политехническом музее, проводил работу среди железнодорожников. Повторно был арестован и выслан в Ригу, где преподавал в частных учебных заведениях. В 1915 году как неблагонадёжный был сослан в Оренбург, где работал на постройке Оренбург-Орской железной дороги. Выступил одним из создателей Оренбургской организации большевиков, был членом комитета. В 1916 году выслан на строительство Мурманской железной дороги; за агитацию военнопленных возвращён в Оренбург. С началом февральской революции 1917 года был амнистирован [3 (16) марта 1917]. В апреле 1917 г. на 1-м Учредительном съезде представителей Ташкент-Оренбургской железной дороги (Оренбург) избран комиссаром дороги.

В мае 1917 года Центральным комитетом РСДРП(б) вызван в Петроград. Был избран в городскую Думу (в состав членов городской управы) по списку большевиков; с согласия ЦК занял пост главного инспектора учебных заведений Министерства путей сообщения Временного правительства. Участвовал в подготовке Октябрьского вооружённого восстания; был делегатом 2-го Всероссийского съезда Советов от большевистской фракции, входил в состав президиума съезда.