Корейская волна


Корейская волна,[1] или Халлю́ (кор. 한류, кит. 韓流, роман. Hallyu) — понятие, относящееся к распространению современной культуры Южной Кореи по всему миру. «Корейская волна» приносит значительный доход в бюджет Южной Кореи[2][3]. Халлю продолжает укреплять позиции в Азии и завоёвывает Океанию, Северную и Латинскую Америку, Европу и Ближний Восток.

По одной версии, выражение «корейская волна» распространилось в конце 1990-х годов с подачи Министерства культуры и туризма Кореи, которое распространяло музыкальные диски с надписью «халлю»[4]. По другой версии, этот термин был введён в обиход пекинскими журналистами ещё в середине 1990-х и отражал быстрорастущую популярность южнокорейской индустрии развлечений в Китае[5][4] Культурологи считают, что важной точкой старта «корейской волны» стали слова президента Южной Кореи Ким Ёнса́ма, который в 1994 году «определил культурную индустрию как важное направление развития». Особое значение экспорт культуры как товара приобрёл после Азиатского финансового кризиса 1997 года.

В 1997 году, когда Южную Корею поразил экономический кризис и вера в процесс индустриальной модернизации пошатнулась, в стране широко распространилось т. н. «социетальное» движение, представители которого видели путь к преодолению кризиса в привлечении инвестиций в индустрию шоу-бизнеса с её высокими дивидендами.[6] В 1999 году начали приходить новости о рождении моды на «корейскую волну» в Китае, Тайване, Вьетнаме, Гонконге и других азиатских странах.[7] Корейские телесериалы («дорамы») начали распространяться по Азии, завоевав популярность в Японии, Китае и Юго-Восточной Азии[1][5]. Началось наступление и на европейский[8][9], и на североамериканский[10] рынки. Глобальному продвижению южнокорейских телесериалов поспособствовал Netflix.

Корейская поп-музыка или K-pop стала неотъемлемой частью халлю.[3][11] Корейской поп-музыке приписывают особую красоту и индивидуальность,[12] а также многогранность.[13] В последние годы корейские развлекательные компании начали признавать YouTube ключевым фактором международного распространения корейской культуры.[9] По словам Берни Чхо, президента одного из сеульских агентств, занимающихся маркетингом международных корейских исполнителей, развлекательные компании агрессивно пытаются внедриться на международные рынки через интернет".[14]

Понятие халлю также включает в себя и распространение других аспектов корейской культуры, таких как национальная кухня, одежда, видео-игры, литература и язык[1][5]. Так, например, Республика Корея добилась включения рецепта кимчхи в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО[15].