Кош (архитектура)


Кош (узб. Qoʻsh) — архитектурный ансамбль. Градостроительный приём в средневековой среднеазиатской архитектуре; два сооружения расположенные на одной оси с обращёнными друг к другу главными фасадами.

Среди ансамблей кош неизвестно ни одного приёма единовременной постройки. Разрыв во времени составляет десятки, а иногда сотни лет[1]

В. Л. Воронина в структуре жилой застройки древнего Пенджикента видела прообраз средневекового традиционного сочетания кош[2]. С. Г. Хмельницкий полагал старейшего образца композиционного приёма кош в бухарском Регистане, где при Саманидах был построен дворец с порталом, который аль-Истахри признал величественнейшим в странах ислама. Портал был обращен ко входу в арк[3]. В плане южнотуркменского городища Хурмузфарра, снятой М. Е. Массоном, отмечены два караван-сарая домонгольского времени, стоящие лицом к лицу по системе кош, но разделенные, видимо, городской стеной[4]. Из-за многочисленных отрицательных последствий монгольского завоевания Средней Азии до нас не дошли не только гипотетические архитектурные ансамбли городов XI—XII веков, но и принципы, на которых они могли бы создаваться. Даже очень популярный позже прием кош в это время еще пока не встречен[5].

Приём кош становится очень популярным в Средней Азии с XIV века[6]. В эпоху Тимура ансамбль кош составляли громадные мечеть и медресе Биби-ханым[6].

Исследования узбекских учёных показали, что гиждуванское медресе Улугбека составляло кош с усыпальницей видного представителя и одного из основателей движения ходжагон религиозного течения-суфизм Ходжи Абдулхалика Гиждувани[7].

В XVI веке ансамбль кош в Бухаре составили медресе Мири Араб и мечеть Калян, медресе Мадари-хан и Абдулла-хана, а также, поначалу, — Большое и Малое медресе Гозиён[8]. В ансамблевом строительстве Бухары XVI—XVII веков впервые встречается попарное сочетание торговых сооружений — Тим Абдулла-хана с караван-сараем[9].