Кратил


Крати́л (др.-греч. Κρατύλος; 2-я половина V века — начало IV века до н. э.) — древнегреческий философ-досократик, последователь Гераклита (гераклитовец), афинянин.

Кратил был учеником софиста Протагора. Платон знал его лично, учился у него до встречи с Сократом и уважал его.

Сведения о Кратиле в античных источниках крайне скудны и разрозненны. Его упоминает Аристотель в качестве учителя Платона до Сократа. Согласно поздней античной традиции (Апулей, Диоген Лаэртский, Олимпиодор и анонимный автор «Пролегомен») стал учителем Платона после казни Сократа[1].

Кратил является оппонентом Сократа в одноимённом диалоге Платона. Во «Фрагментах досократиков[de]» Дильса-Кранца Кратил — 65-й автор. Антиковеды собрали пять фрагментов, которые описывают философское учение Кратила. Два из них взяты из диалога Платона «Кратил», три — из «Риторики» и «Метафизики» Аристотеля. По сути современные представления об особенностях учения и личности Кратила восходят к Платону. Лишь Аристотель в одном из фрагментов цитирует Эсхина, который утверждал, что Кратил во время произнесения речей «шипел и тряс руками»[2][3][1]. Незначительное количество источников о Кратиле, по мнению современных учёных, закономерно приводит к неверной передаче его учения[4][1].

Согласно современным представлениям, Кратил был последователем Гераклита, который довёл его учение о постоянных движении и изменчивости всего вокруг до абсурда. Тезис Гераклита «Нельзя войти в одну реку дважды» абсолютизируется: «В одну и ту же реку нельзя войти даже один раз». На момент погружения вода в реке уже не та, которая была в момент вхождения. Да и мы сами несколько изменились за этот промежуток времени. По этой логике даже одну и ту же вещь нельзя называть по имени. Ведь «имя» одно и то же, а вещь изменчива. Соответственно на неё следует лишь указывать пальцем, то есть, используя современную терминологию, пользоваться невербальные способы коммуникации[5][6].

Кратил до предела усилил учение Гераклита о всеобщей «текучести» вещей. Он полагал, что об абсолютно изменчивом (текучем) и лишённом качественной определённости нельзя сделать никакого определённого высказывания. Ни о какой вещи вообще ничего нельзя сказать, её нельзя обозначить, и о ней нельзя вынести суждения (или же можно говорить всё что угодно). Поскольку о вещах нельзя высказываться, то на них можно только указывать жестами: