Крупки (станция)


Кру́пки[1] (белор. Крупкі) — железнодорожная станция Минского отделения Белорусской железной дороги на линии МинскОрша. Расположена в посёлке Крупский и в 6 километрах юго-западнее одноимённого города — административного центра Крупского района Минской области.

Строительство станции началось в конце 1860-х годов, которая была введена в эксплуатацию вместе с железнодорожным участком СмоленскБрест Московско-Брестской железной дороги1912 года — Александровской) в ноябре 1871 года[2][3]. В 1877—1879 годах на железнодорожной линии появились вторые пути. 1 июля 1896 года Московско-Брестская железная дорога, а вместе с ней и железнодорожная станция были выкуплены государством. В конце XIX века при станции возник посёлок Крупский, где в 1885 году проживали 90 жителей, насчитывалось 9 дворов[4]. В 1906 году насчитывалось 55 дворов, 322 жителя; в 1917 году — 35 дворов, 344 жителя[5].

Во время Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 по 28 июня 1944 года станция была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, которые убили 54 мирных жителя, включая работников станции. В пристанционном посёлке размещался немецкий гарнизон и действовала подпольная группа.

В 1935—1953 годах станция являлась частью Западной железной дороги, затем в составе Минской железной дороги и в конце концов вошла в состав Белорусской железной дороги. В 1981 году станция была электрифицирована переменным током (~25 кВ) в составе участка БорисовОрша-Центральная[6].

На железнодорожной станции расположены шесть путей, в том числе один тупиковый. От станции имеются небольшие ответвления к предприятиям ГЛХУ «Крупский военный лесхоз», ГЛХУ «Крупский лесхоз» и ОАО «Крупский райагросервис»[7]. На станции осуществляются приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках (§ 1), крытых складах (§ 4) и путях необщего пользования (§ 3)[8]. Основными товарами, загружаемыми и выгружаемыми на станции являются лесные грузы, стройматериалы, минеральные удобрения, техника и оборудования.

Для обслуживания пассажиров имеются две платформы прямой формы, имеющие длину по 290 метров каждая, платформа в сторону Минска — береговая, вторая платформа — островная. Пересечение железнодорожных путей осуществляется по трём наземным пешеходным переходам, оснащёнными предупреждающими плакатами. Небольшое здание пассажирского вокзала с залом ожидания и билетной кассой (работает круглосуточно[9]) расположено на платформе в направлении Минска.