Ксоан


Ксо́ан, ксоанон (греч. ξόανον, мн.ч. ξόανα от ξέειν «обтёсывать») — древнегреческое архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела. Предшествовал появлению круглой культовой антропоморфной статуи.

Объекты, дошедшие до времен классической Греции, чрезвычайно почитались в качестве древнейших культовых предметов, имеющих непосредственную связь с богами. Одним из самых знаменитых ксоанов был палладиум, хранившийся в афинском Эрехтейоне и, по преданию, упавший с неба.

Термин используется современными учеными и для характеристики подобных деревянных культовых предметов других народов и исторических эпох[1].

Этимология слова подразумевает «обтёсанность» (никак не уточняя материал изображения), что позволяет противопоставить ксоаны необработанным камням, какими были старинные фетиши[2]. Тем не менее, как показывают современные исследования, узкое употребление слова «ксоан» в значении древней деревянной культовой статуи появилось лишь в поздней античности[3]. По-видимому, впервые это слово вошло в употребление в V веке до н. э. как обозначение самых разных высококачественных произведений ремесленного искусства, и вскоре закрепилось за изображениями богов независимо от их возраста, стиля или материала. В IIIII веках до н. э. значение слова начинает постепенно сужаться до культовых статуй богов (храмовых статуй и вотивных изображений); у Дионисия Галикарнасского и Страбона оно уже означает исключительно культовое изображение, но по-прежнему может относиться к статуям любого возраста, стиля или материала (Страбон называет ксоаном даже фидиевскую статую Зевса в Олимпии). Еврипид в «Троянках» употребляет слово «ксоан» по отношению к троянскому коню, наравне со словом βρέτας («bretas»), обозначающим культовое изображение бога[4].

Позднее, в сочинениях Плутарха и Климента Александрийского, слово «ксоан» может выступать как в значении статуи бога вообще, так и в более узком значении — характеризуя древний стиль и материал дерево: Климент обозначает им грубо обработанные деревянные или каменные столбы-идолы, а Плутарх — деревянные статуи богов. Павсаний также употребляет слово «ксоан» в последнем значении, относя его исключительно к древним изображениям (что, по мнению ряда исследователей, не соответствует обычному употреблению того времени, которое могло относить слово «ксоан» не только к древним, но и относительно новым статуям).