Кёльнский кодекс Мани


Кёльнский ко́декс Мани́ (или Кёльнский манихе́йский ко́декс лат. Codex Manichaicus Coloniensis, CMC; папирусный шифр: P. Colon. Inv. Nr. 4780[1]) — небольшой (3,5 × 4,5 см)[2][1] пергаментный кодекс, обнаруженный поблизости от одного из важнейших центров манихейства — египетского города Асьют (древний Ликополис), и содержащий на 192 страницах греческий текст начала жизнеописания пророка Мани, основателя манихейства, а также тексты сочинений самого пророка[3][1][4]. Кодекс состоит из восьми тетрадей, каждая из которых являет собой шесть листов, согнутых пополам[5]. Наименьшая по размеру древняя книга известная науке[4][2].

Рукопись стала известной через торговцев старинными предметами в Каире. Она была куплена для «Института науки о древнем мире» Кёльнского университета в 1969-м году, где двое из университетских учёных, Альберт Хенрикс и Людвиг Кёнен, выпустили первый отчёт (1970-й год)[6][7] и первое издание этого древнего манускрипта, отсюда известного как Cologne Mani-Codex, который они опубликовали в четырёх статьях в «Журнале папирологии и эпиграфики» (1975—1982).

Много исправлений и дополнительных чтений предлагалось в следующее десятилетие, и было выявлено, что некоторые из незначительных фрагментов связанных с рукописью могут быть успешно включены в состав текста. Первое десятилетие транскрипции, перевода и интерпретации кодекса Мани были обобщены А. Хейнрихсом в статье «The Cologne Mani Codex Reconsidered» (1979)[8]. Дипломатическое фотографическе издание увидело свет в 1985 году[9]. Второе критическое издание с немецким переводом было опубликовано в 1988-м году[10][9].

Два симпозиума в Ренде (1984-й год) и в Козенце (1988-й год) были полностью посвящены рукописи[2], и их доклады публиковались[11][12].

Текст, который носит неоднозначное название «О происхождении его тела» («О его телесном рождении»[13]), рассказывает о знакомстве Мани с иудейско-христианской баптистской сектой «омывающихся», родители которого были адептами данной секты, и в которой он провел 24 года своей жизни. Была ли это секта эльхасаитов[fr][14] или сабиев, неясно[15].

Учение Мани было открыто ему через его духовного компаньона и небесного близнеца. Греческий текст имеет следы, которые показывают, что он был переведён с восточного арамейского[3][1] или старого сирийского языкового оригинала. Логосы самого Мани постоянно цитируются. То, что это компиляция с более ранних текстов, намекается именами, очевидно учителей, которые значатся во главе каждой секции текста.[6][2] Кодекс содержит ряд цитат из фрагментарно сохранившегося «Живого Евангелия»[16]. Смагина Е. Б. опираясь на ряд особенностей текста, в частности, на синтаксическое построение исходного наименования Кодекса и главы «О распятии» коптских «Манихейских гомилий», осторожно предположила, что Кодекс и означенная глава гомилий являют собой две части одной книги[13].