Белл, Лоуренс Дейл


Лоуренс ("Ларри") Дейл Белл (5 апреля 1894 - 20 октября 1956) - американский промышленник, основатель и президент Bell Aircraft, создавшей истребитель Аэрокобра, первый в мире самолёт, преодолевший скорость звука, X-1 и самый массовый вертолёт в истории авиации Bell 204 / UH-1.

Родился 5 апреля 1894 года в Ментоне, штат Индиана, в семье владельца небольшой лесопилки Айзека Эванса Белла и учительницы Гарриет Сарбер. В 1907 году отец вышел на пенсию и переехал с семьёй в Санта-Монику, штат Калифорния. Лоуренс заинтересовался авиацией, ещё когда учился в средней школе Санта-Моники - самолёт он впервые увидел в 1910 году на авиашоу на стадионе Доминкес-Филд недалеко от Лонг-Бич. Бросив учёбу, он в 1912 году стал механиком у своего старшего брата Гровера Белла (которого Гленн Мартин в Аэроклубе Калифорнии научил летать) и известного лётчика Линкольна Бичи, совершавших в то время на самолёте Гленна Мартина показательные полёты. Так он стал внештатным членом команды Мартина.[2]

В 1913 году Белл убедил Мартина устроить шоу, которое он назвал «Битва облаков». Оно включало в себя прыжок с парашютом, воздушные шары и показательные полеты, но главным его украшением была воздушная бомбардировка воображаемого поля боя с фортом, пушкой и солдатами. Гленн Мартин пролетал над сделанным из дерева и ткани фортом, бросая апельсины, а Белл взрывал на земле шашки с динамитом. Сотрудники компании, вооруженные винтовками, стреляли холостыми патронами. Во время представления пушка, также сделанная из дерева и ткани, загорелась, и когда Белл подорвал последние заряды и побежал в укрытие, огонь охватил все "поле боя". После представления к Беллу и Мартину подошли двое, представившись как Педро и Хуан Алькальдес, представители Панчо Вилья, жившего в то время в изгнании в США, планируя свое возвращение для освобождения Мексики. Братья Алькальдес спросили, сколько будет стоить настоящий бомбардировщик. Мартин предложил построить для них самолёт за 10000 долларов — и бомбы дополнительно. Братья заплатили наличными, и завод Гленна Мартина приступил к работе над «ВВС Панчо Вилья». Сотрудники компании модифицировали одноместный биплан в двухместный, чтобы механик мог бросать бомбы с переднего сиденья. Белл даже изготовил бомбы — отрезки труб, заполненных динамитом и снабженных капсюлями-детонаторами. 30 мая 1913 года в бой вступил первый в мире бомбардировщик «Сонора». Американский пилот Дидье Массон и британский механик Томми Дин безуспешно попытались разбомбить мексиканские федеральные канонерские лодки в заливе у города Гуаймас.[2]