Спада, Леонелло


Леонелло Спада, Лионелло Спада (итал. Leonello Spada, Lionello Spada; 1576, Болонья, Эмилия-Романья17 мая 1622, Парма) — итальянский живописец эпохи барокко, работал в Риме и в своем родном городе Болонье. Знаменитый караваджист — последователь и подражатель Караваджо. Известен также под ироничным прозвищем «Скиммия дель Караваджо» (итал. Scimmia del Caravaggio — подражатель, дословно: «обезьянка Караваджо»)[5].

Биографические сведения о художнике крайне скудны. По словам Мальвазиа, автора знаменитой биографической книги «Фельсина-художница: Жизнеописания болонских живописцев» (Lа Felsina Pittrice: Vite e ritratti de’ pittori Bolognesi, 1677—1678), Спада получил раннее образование у Чезаре Бальоне, декоратора, работавшего между Пармой и Болоньей, который направил его к освоению искусства фрески и «квадратуры» (иллюзорному изображению архитектуры), «занятиям, которые он практиковал с Джироламо Курти, известным как Иль Дентоне, которого помнили как его учителя. Склонность Спады к иллюзионистской живописи очевидна в его первой датированной работе»[6].

К началу XVII века Спада стал активным членом болонской школы. Его ранние произведения отражают эстетику маньеризма, близкую другому болонскому живописцу того же времени Денису Калверту. По свидетельству Мальвазиа, Спада также часто посещал мастерскую Джованнино да Капуньяно, которому помогал Агостино Карраччи. Кроме того, с 1603 года Спада активно сотрудничал с Академией дельи Инкамминати (Accademia degli Incamminati) братьев Карраччи. К тому времени Леонелло Спада уже тяготел к академизму, поэтому внёс свой вклад в оформление декораций для похорон Агостино Карраччи в 1602 году.

В 1604 году он отправился в Лорето, чтобы расписать фресками новую сакристию святилища базилики Санта-Каза, задача, которая затем выпала Кристофоро Ронкалли, известному как иль Помаранчо.

Самый ранний из сохранившихся образцов живописи Леонелло Спада — «Образ Девы Марии и Святых Франциска и Доминика, ходатайствующих перед Христом» (1604) — показывает, что художник уже тогда подражал Лодовико Карраччи. До 1607 года он оставался в Болонье и часто сотрудничал с другими учениками Лодовико, особенно Франческо Брицио. Однако индивидуальный стиль и манера живописи Спада ещё оставались традиционными, как показывает «Чудо с рыбами» (1607).

В конце 1609 или в начале следующего года он покинул Болонью, чтобы совершить путешествие в Рим и Неаполь, а затем на Мальту, где испытал влияние живописи Караваджо. С того времени он считал себя караваджистом в компании своего покровителя и заказчика Командора Замбечари, работая над фресками в резиденции Великого Магистра в Валлетте.