Леско, Ришар


Ришар Леско, или Ришар из Сен-Дени (фр. Richard Lescot, лат. Richardus Scotus; до 1310 — около 1358[1][2]) — французский хронист, монах-бенедиктинец из аббатства Сен-Дени, один из авторов и составителей «Больших французских хроник» (фр. Grandes Chroniques de France).

Дата и место рождения его точно не установлены, в документах Сен-Дени впервые упоминается под 1329 годом[3], исходя из чего предполагается, что он мог родиться около 1310 года и постричься в аббатстве в весьма юном возрасте, не позже 1320 года[4].

Невзирая на соблазн приписать его семье шотландское или ирландское происхождение[2], она, безусловно, происходила из Иль-де-Франс. Архивы Сен-Дени свидетельствуют, что в 1300 году некий Робер Леско арендовал у обители два арпана земли в Вилье, а в 1315-м Жан Леско получил от неё в лен землю в Вильпенте. В монастырских регистрах под 1317 годом фигурирует монах-переводчик Гийом Леско, а под 1385-м упоминается его полный тёзка[5].

Судя по всему, сам Ришар получил неплохое образование, возможно, в Парижском университете, завоевав в аббатстве непререкаемый авторитет в качестве хрониста[6] и получив широкую известность в качестве «почётного доктора теологии и великого историка» (фр. solennel docteur en theologie et grant historien)[7]. В конце 1340-х гг., вероятно, по распоряжению настоятеля Жиля II де Риго (1343—1351), он составил продолжение латинской «Всемирной хроники» Жеро из Фраше (ум. 1271)[2], сначала с 1268 по 1340-й, а затем до 1344 года[8], использовав в качестве основных источников хроники Примата из Сен-Дени (ум. 1285) и Гийома де Нанжи (нач. XIV в.)[9].

Его латинский «Хроникон» (лат. Chronicon) дополнен был сообщениями до 1364 года анонимным продолжателем, также монахом Сен-Дени, в конце правления Карла V Мудрого, или в начале правления Карла VI Безумного[10], возможно, около 1390 года[11]. Это продолжение, в отличие от хроники самого Ришара, представляющей собой сухое и лаконичное изложение фактов без каких-либо авторских суждений, отличается не только значительно большей подробностью, но и живостью и риторичностью стиля[6]. Основным источником для него послужила латинская хроника приора Парижского монастыря кармелитов[фр.] Жана де Венета (ум. 1370)[12].