Либерализм в США


Либерализм в Соединённых Штатах Америки представляет собой широкий набор политических, философских и этических убеждений, основанных на концепции неотъемлемых прав личности и отдающих предпочтение личной свободе в противовес ограничениям, накладываемым на таковую свободу государственными структурами, религией, общественной моралью и традициями. Спектр либерализма в США простирается от классического до социального и, в крайнем проявлении, до неолиберализма. Фундаментальные либеральные идеалы: свободы слова, свободы печати, свободы вероисповедания, отделения церкви от государства, права на надлежащую правовую процедуру и равенство перед законом — широко признаются в качестве общей основы либерализма. Американский либерализм отличается от либерализма во всём мире, потому что в Соединённых Штатах никогда не было постоянной наследственной аристократии[1] и они избежали большей части классовой борьбы, характерной для Европы[2]. По словам Иэна Адамса, «все партии США либеральны и всегда ими были. По сути, они поддерживают классический либерализм, то есть форму демократизированного вигского[en] конституционализма плюс свободный рынок. Разница заключается во влиянии социального либерализма и надлежащей роли правительства»[3].

Декларация независимости США провозглашает наличие «неотъемлемых прав» каждого человека на «жизнь, свободу и на стремление к счастью». Такой взгляд на личность совпадает с идеалами классического либерализма. Более того, согласно Конституции США, правительство может существовать лишь с согласия управляемых. Необходимость укрепления федеральной власти в стране и выработки единой конституции вызвала ропот у сторонников широких свобод и автономности, противопоставив их федералистам. Компромиссом при принятии Конституции стал Билль о правах, предписывающий меры для гарантии личных свобод.

С 1930-х годов термин «либерализм» обычно используется в Соединённых Штатах без уточнения для обозначения социального либерализма, разновидности либерализма, поддерживающей регулируемую рыночную экономику[en] и расширение гражданских и политических прав, при этом общее благо считается совместимым со свободой личности или даже выше её[4]. Наиболее ярко эта политическая философия была проиллюстрирована политикой «Нового курса» Франклина Д. Рузвельта, а затем «Великого общества» Линдона Б. Джонсона. Среди заметных её проявлений можно отметить Управление работами общественного назначения и Закон о социальном обеспечении 1935 года, а также Закон о гражданских правах 1964 года и Закон об избирательных правах[en] 1965 года. Эта разновидность либерализма также известна как современный либерализм, чтобы отличить его от классического либерализма, от которого он возник вместе с современным консерватизмом[en][5].