Лингаята


Лингаята или вирашиваизм — одно из течений в шиваизме, распространённое в Южной Индии. Лингаяты поклоняются Шиве как верховному и единственному божеству и носят на шее небольшой символ лингама. Принято считать, что вирашиваизм был основан брахманом Басавой в XII веке. Однако, по мнению ряда учёных, эта традиция гораздо древнее и Басава проповедовал учение, существовавшее до него. Вероучение лингаятов можно классифицировать как теистический монизм. Представления лингаятов о бхакти как о любовном познании Бога возможно возникли под влиянием вайшнавского ачарьи Рамануджи. Лингаяты порвали с ортодоксальным индуизмом, что особенно ярко проявилось в их культовой практике, в отвержении кастовой системы, авторитета Вед. Лингаяты также отрицают священность Ганга и других рек, поклонение святыням и не приемлют обряды сожжения трупов.

Панчачара (санскр. पञ्चआचार, IAST: pañcācāra, «пять практик») — пять видов поведения, которых должен придерживаться любой лингаят. Включает в себя[2]:

Аштаварана (санскр. अष्टावरण, IAST: aṣṭāvaraṇa, «восемь защит» или «восемь покрытий») — восемь средств, добродетелей или правил, помогающих практикующему в духовном росте и достижению Мокши[2].

Шатстхала (санскр. षट्स्थल, IAST: ṣaṭ-sthala, «шесть этапов») — концепция шести этапов пути (духовной практики), через которые душа проходит в стремлении к конечному Освобождению. Состоит из:

Концепция Шатстхалы восходит к ранней агамической литературе (подробно рассматривается в Парамешвара-тантре). При этом в самой традиции вирашиваизма существовали различные точки зрения на неё (возможно, продолжающие существовать и по сей день): в то время, как сам Басава считал концепцию последовательными этапами развития души и, соответственно, Освобождение достигалось только на заключительном этапе, Чханнабасаванна[3] считал, что душа способна достичь Освобождения на любом из этапов.