Лот (прибор)


Лот (нидерл. lood) — гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма. Лотовый — человек, который бросает лот[1].

Первоначально (во времена парусного флота) в качестве лота использовалась гиря, обычно свинцовая, с тонкой верёвкой (лотлинем) для измерения глубины. Лот опускался с носовых русленей судна. Иногда на нижней части гири формировалось углубление, в которое вкладывалось сало или смесь сала и толчёного мела, чтобы к нему прилипали частицы грунта для определения характера дна.

Первоначально глубины измерялись обычным лотом лишь вблизи берегов. Впервые попытался измерить большую глубину Магеллан в начале XVI века в Тихом океане, но это ему не удалось. Вплоть до XIX века даже великие океанские путешественники не знали глубины океана в проплываемых местах[2]. Причина неудач крылась в неспособности определения момента достижения грузом дна при больших глубинах. Впервые придумал способ измерения океанских глубин Джеймс Росс во время британской антарктической экспедиции 1830-х—1840-х гг.: момент достижения грузом дна определялся им по изменению скорости вытравливания лотлиня с равномерно-замедленной на равномерную[3]. Однако достать лотлинь после достижения грузом дна не удавалось из-за большой массы груза. В 1854 году Джон Брук, используя идею Петра I (по словам его начальника М. Ф. Мори), изобрёл лот с отделяющимся грузом, что позволило по достижении им дна брать образец грунта и доставлять его на поверхность. Лотом Брука были проведены первые систематические измерения океанских глубин для первого трансатлантического телеграфного кабеля, их в 1850-х годах выполнили Берриман (Otway H. Berryman) на судне Arctic и Дейман (Joseph Dayman) на судне Cyclops и судне Gorgon, а М. Ф. Мори составил первую батиметрическую карту северной Атлантики[4]. В 1870 году Вильям Томсон, фактически независимо используя забытую идею 50-летней давности Э. Х. Ленца[2], предложил лот нового типа: лотлинь был проволочный в отличие от использовавшегося тросового и при вытравливании тормозился со всё возрастающей силой, равной весу в воде вытравленной части лотлиня. Ввиду этого вытравливание лотлиня обусловливалось лишь массой груза, и оно автоматически прекращалось по достижении грузом дна[5]. Проволочный лот подобной конструкции не потерял своего значения и после изобретения эхолота: в 1950-х годах звуковой лот имел большое преимущество при гидрографических работах, однако для океанографических работ проволочный лот был также необходим[6].

В настоящее время лоты в качестве навигационных приборов практически повсеместно вытеснены эхолотами, однако при океанографических исследованиях используются лоты-батометры, снабжённые устройствами для измерения температуры, отбора проб воды на глубине и грунтозахватами для отбора проб донного грунта.