Мадонна Пезаро


Мадóнна Пéзаро, Алтарь Пезаро (итал. La Pala Pesaro, Madonna di Ca’ Pesaro — алтарь Пезаро) — алтарный образ, картина, написанная выдающимся живописцем эпохи итальянского Возрождения венецианской школы Тицианом Вечеллио в период 1519—1526 годов. Картина написана маслом на дереве, её размер 478×268 см. Находится в алтаре базилики Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в Венеции. Несколько лет в алтаре церкви экспонировалась фотокопия картины. 21 сентября 2017 года после четырёхлетней реставрации оригинал был возвращён на своё место[3].

Картина была заказана Тициану 24 апреля 1519 года Якопо Пезаро, епископом Пафоса на острове Кипр, чья семья приобрела в 1518 году капеллу в базилике Фрари в Венеции, той самой, для которой Тициан написал образ главного алтаря: «Вознесение Девы Марии, или Ассунта» (1516—1518). Сам Якопо Пезаро погребён у правой стены капеллы. Капелла была освящена в честь Непорочного зачатия Девы Марии (лат. Immaculata conceptio). «Алтарь Пезаро» создавался в благодарность Деве Марии за победу над турецким флотом у крепости Санта-Маура на острове Лефкас 28 июня 1502 года в ходе турецко-венецианских войн. Алтарь был торжественно открыт 8 декабря 1526 года[4].

Тициан в этом произведении следовал традиционной для венецианской живописи иконографии «Святого собеседования» (итал. Sacra Conversazione, однако создал оригинальную композицию триумфального характера с угловой (ракурсной) перспективой, рассчитанной на боковую точку зрения человека, продвигающегося вдоль левого нефа к главному алтарю. Тем самым Тициан смело нарушил ренессансную традицию симметричных композиций и прямой линейной перспективы, в центральной точке которой художники обычно помещали образы Христа или Девы Марии. Динамика композиции предвещает характерные приёмы алтарной живописи эпохи барокко.