Святое Собеседование


Святое собеседование (итал. Sacra Conversazione, нем. Sippenbilder) — в изобразительном искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи итальянского Возрождения — композиция, в которой представлены Дева Мария с Младенцем Иисусом на руках в окружении группы избранных святых. Присутствие в композиции того или иного святого обычно связано не столько с каноном, сколько с волей заказчика представить в картине себя или своего небесного покровителя. В композиции «Святого собеседования» изображают также основателей монашеских орденов, заказчиков, посвятителей (донаторов) храма.

Иконография «Святых Собеседований» родилась из типа Маэста (итал. maestà — величание, возвеличивание) или Маньификат (итал. Magnificat — величание, прославление) — изображений Богоматери с Младенцем в окружении славящих Её ангелов, и появилась в XV веке на севере Италии. Художники итальянского Возрождения периода кватроченто заменили ей более раннюю иератическую форму триптиха или полиптиха, где фигуры ещё не взаимодействовали в рамках единого изобразительного пространства и занимали каждая свою отдельную створку. В «Святом собеседовании» рамы полиптихов были «разбиты», и фигуры соединились в едином пространстве, объединяемые условно золотым, на византийский манер, либо пейзажным фоном.

Наиболее ранние примеры подобных композиций восходят к иконографическим прототипам, в которых изображены рядом ветхозаветные пророки и иудейские цари, ангелы, апостолы, святые, объединенные высшей иерархией и символическим общением, молчаливым собеседованием. Ранними примерами подобной иконографии являются «Алтарь Анналена» работы Фра Анжелико (ок. 1435)[1] и «Алтарь Барбадори» Филиппо Липпи (1437)[2], а также алтарные картины Доменико Венециано. Также высказывается мнение, что разрозненный ныне «Пизанский полиптих» работы Мазаччо изначально, возможно, представлял собой самый ранний пример такой иконографии.

К северу от Альп примеры подобной иконографии найти трудно, хотя имеется родство с нидерландской иконографией «Virgo inter virgines» (Дева среди дев) и рейнским «Madonna im Hortus conclusus» ("Мадонна в саду заключённом), или «Мадонна в запертом месте» (изгородь, ограда символизируют девственную чистоту Марии), близкая иконография: «Мадонна в саду роз», связанная с символикой «Розария»[3].

Термин «Святое Собеседование» в 1946 году предложил итальянский историк Н. Расмо в качестве названия картины Джованни Беллини, именовавшейся в то время «Озёрной Мадонной». Это одно из самых загадочных произведений итальянской живописи, относится периоду 1490-х годов и известно также под названием «Священная аллегория» (итал.  Allegoria Sacra). Картину считают аллегорией Рая или «Очищения души». В первой половине XX века немецкий ученый Гюстав фон Людвиг предположил, что эта композиция является иллюстрацией французской аллегорической поэмы XIV века Гийома де Дегийвиля «Паломничество души» (Le pèlerinage del’ame)[4].