Мазуччи, Агостино


Агостино Мазуччи (итал. Agostino Masucci; 29 августа 1690[3], Рим — 19 октября 1758, Рим) — итальянский живописец и рисовальщик академического направления римской школы.

Художник родился в Риме, в семье Франческо и Маргариты Симонетти, фамилию «Massucci» позднее изменил на «Masucci». Учился живописи с раннего возраста у Андреа Прокаччини, а затем у Карло Маратта, вероятно, с 1706 года, уже в классах Академии Святого Луки[3].

Под руководством Карло Маратта художник принимал участие в реставрации росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане. После смерти учителя в 1713 году Мазуччи стал одним из главных живописцев академического классицизма в Риме. Покровителем Мазуччи был Папа римский Бенедикт XIV. В 1724 году Агостино Мазуччи стал членом Академии Святого Луки, в 1736—1738 годах был директором Академии, с 1735 года — регентом конгрегации «Папская академия литературы и изящных искусств виртуозов в Пантеоне» (слово «virtuoso» означает — добродетельный, доблестный).

В 1720—1730-х годах Мазуччи — крупнейший мастер переходного стиля от барокко до зарождающегося неоклассицизма в Риме. В 1721 году Мазуччи написал портрет новоизбранного Папы Иннокентия XIII. Среди его заказчиков были префект Апостольского дворца в Ватикане Никколо дель Джудиче, маркиз Джироламо Русполи, представители знатных семейств Роспильози, Корсини. Одна из первых работ художника — две алтарные картины на сюжеты из жизни святого Венанцио для капеллы римской церкви Сан Венанцио (теперь находится в церкви Санти-Фабиано-э-Венанцио) — была заказана маркизом Джироламо Русполи.

В 1730—1740-х годах Мазуччи много работал в жанре портретной живописи, развивая традиции парадного портрета Карло Маратта. Наряду с Франческо Тревизани и Помпео Батони, писал портреты знатных заказчиков, совершавших Гран-тур по Италии, так называемые «портреты гран-тура», запечатлевая их на фоне известных архитектурных памятников[4][5].

Мазуччи успешно работал в течение десятилетия понтификата Климента XII (1730—1740). Вместе с Джованни Баттиста Питтони, Себастьяно Конка и Франческо Монти написал серию исторических полотен для Королевского дома Савойи. Писал алтарные картины для римских церквей. В 1744 году Мазуччи было поручено сделать копию картины «Преображение» Рафаэля для перевода в мозаику, предназначенную для собора Святого Петра[6].