Майков, Николай Аполлонович


Никола́й Аполло́нович Ма́йков (17941873) — русский живописец, представитель романтического академизма, портретист и мастер исторической картины; сын поэта и государственного деятеля Аполлона Александровича Майкова, отец литераторов братьев Аполлона, Валериана, Владимира и Леонида Майковых. Академик Императорской Академии художеств (с 1835).

Сын дворянина Аполлона Александровича Майкова (1761—1838), некогда служившего директором Императорских театров, и Наталии Ивановны Серебряковой (1768—1832). С 1801 года воспитывался в Санкт-Петербургском 2-м кадетском корпусе, но не успел окончить курс этого заведения, когда вспыхнула Отечественная война 1812 года. Подобно многим из своих товарищей, он был по этому случаю преждевременно выпущен офицером в действующую армию и попал в корпус Багратиона. На Бородинском поле неприятельская пуля пробила ему ногу навылет. Это несчастие послужило причиной его обращения к искусству: он был уволен, для излечения, в ярославское поместье своего отца и там стал самоучкою упражняться в рисовании, которым не перестал заниматься и по возвращении своём, после выздоровления, в армию, преследовавшую Наполеона. Вместе с ней он прошел Польшу, Германию и Францию, до Парижа, повсюду — в городах, в походе, на стоянках и бивуаках рисуя этюды, портреты сослуживцев, военные сцены и пр.

В Париже впервые взялся за масляные краски и мечтал отправиться для своего художественного образования в Италию, но, повинуясь отцовской воле, возвратился в Россию, вышел в отставку с чином майора и поселился в Москве.

Усовершенствовавшись здесь в живописи копированием картин знаменитых мастеров и этюдами с натуры, перебрался на жительство в Санкт-Петербург, где вскоре обратил на себя внимание любителей искусства и приобрёл благоволение императора Николая I.

По поручению Николая I Майков написал ряд образов для церкви Святой Троицы, что в Измайловском полку. За живопись этого храма Николай I повелел удостоить Майкова званием академика Императорской Академии художеств (1835)[1].

Другой, ещё более важный высочайший заказ, полученный Майковым, составляли образа для малых иконостасов Исаакиевского собора, над исполнением которых он трудился около 10 лет (впоследствии они были признаны неудобными для воспроизведения мозаикой и заменены оригиналами других художников, отчасти переделанными из композиций Майкова).