Малик, Терренс


Те́рренс Ма́лик (англ. Terrence Malick, род. 30 ноября 1943) — американский кинорежиссёр и сценарист. Трёхкратный номинант на премию «Оскар» за фильмы «Тонкая красная линия» и «Древо жизни», обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Древо жизни».

Терренс Фредерик Малик родился, по разным источникам, в Уэйко (Техас)[2][3] или в Оттаве (Иллинойс)[4]. Мать Ирэн выросла на ферме в Иллинойсе. Отец Эмиль, геолог, занимал высокую должность в нефтедобывающей компании Phillips Petroleum. Родители отца были ассирийцами-христианами, выходцами из г. Урмия в Иране. Малик был старшим из трёх сыновей. Окончил школу в Остине и получил философское образование в Гарвардском университете. Благодаря своему научному руководителю Стэнли Кавеллу Малик заинтересовался философией Хайдеггера[5]. На третьем курсе он отправился в Германию, где встретился с Мартином Хайдеггером и перевёл его работу «Vom Wesen des Grundes». Малик недолго подрабатывал журналистом в «Life», «Newsweek» и «The New Yorker»[6], в апреле 1968 года он для «The New Yorker» освещал убийство Мартина Лютера Кинга[7].

В 1969 году, одновременно преподавая философию в Массачусетском технологическом институте, Малик поступил в Американский институт киноискусства, где учился в одном классе с Дэвидом Линчем и Полом Шредером. Обучаясь там, Малик снял в качестве дипломной работы короткометражный фильм «Lanton Mills», главные роли в котором исполнили Гарри Дин Стэнтон и Уоррен Оутс. Тогда же Малик написал сценарий для роуд-муви «Deadhead Miles» и, предположительно, работал над сценариями для режиссёрского дебюта Джека Николсона «Он сказал: поехали!» и вестерна Дона Сигела «Грязный Гарри» (оба раза Малик не был указан в титрах)[8]. В 1972 году вышел фильм Стюарта Розенберга «Карманные деньги», снятый по сценарию Малика, который на этот раз был указан сценаристом. Фильм, продолжавший модную ковбойскую тематику предыдущей работы Розенберга «Хладнокровный Люк»[8], получил в целом негативные отзывы, включая «двойку» от Роджера Эберта[9].

Режиссёрским дебютом Малика стали «Пустоши» с Мартином Шином и Сисси Спейсек в главных ролях. Он и сам появляется в фильме в эпизодической роли, поскольку актёр не пришёл на съёмки в назначенный день. Фильм, основанный на истории убийц Чарльза Старквезера и Кэрил Фьюгейт, которые в фильме получили имена Кит и Холли, укладывается в серию классических роуд-муви о паре убийц-любовников, противопоставляющих себя обществу, в частности «Бонни и Клайд»[10][11]. Однако особенность фильма Малика в том, что режиссёр не рассматривает своих персонажей как романтических героев, а нарочито пародирует условности жанра: Кит и Холли пытаются вести себя так, как, по их мнению, должны вести себя настоящие герои. С помощью этого хода Малик раскрывает их внутреннее убожество и бессмысленность существования[12].