Мангала


Ма́нгала (санскр. मंगल, IAST: Maṅgala) — название Марса в индийской астрологии, где Мангала — это одно из девяти небесных тел. Марс на санскрите также называют Ангарака («красноцветный»)[1] и Бха́ума («сын Бхуми»). В индуистской мифологии, Мангала — один из богов войны, покровитель соответствующей планеты. Он считается сыном богини земли Притхви или Бхуми. Мангала практикует целибат и является учителем оккультных наук. Под покровительством Мангалы находятся знаки Овна и Скорпиона.

В индуистском искусстве Мангала изображается с кожей красного или огненного цвета, с четырьмя руками, в которых он держит свои атрибуты: трезубец, булаву, цветок лотоса и копьё. Ваханой Мангалы является баран. Из дней недели Мангала управляет вторником[2].

Согласно «Шива-пуране», когда Шива медитировал на горе Кайлас, с его лба на землю упали три капли пота. Из этих капель появился красивый четырёхрукий младенец с кожей красноватого цвета. Бхуми, персонифицированная земля, взрастила младенца, из-за чего тот получил имя Бхаума. Когда Бхаума подрос, он отправился в святое место Каши, где долгое время совершал суровые аскезы для удовлетворения Шивы. Довольный Бхаумой, Шива даровал ему в награду планету Марс. С тех пор Бхаума правит Марсом и известен под именем Мангала[3].

Однако, в большинстве текстов Мангала — сын Вишну в образе Варахи, родившийся, когда Вишну поднял Бхуми с глубин мирового океана[4].

Люди, рождённые под астрологическим влиянием Мангалы, называются мангаликами или мангликами из-за выпадения гласной. В Индии и Непале существует суеверие, что брак мангалика (мангалицы) и немангалика (немангалицы) повлечёт несчастье, например, раннюю смерть мужа. Поэтому в брачных объявлениях часто указывают мангала-статус невесты.

Мангала как планета упоминается в различных индуистских астрономических текстах на санскрите, таких как Арьябхатия 5-го века Арьябхаты, Ромака 6-го века Латадевы и Панча Сиддхантика Варахамихиры, Кхандахадьяка 7-го века Брахмагупты и Сисядхивриддида 8-го века Лаллы[5]. Эти тексты представляют Мангалу как одну из планет и оценивают характеристики движения соответствующих планет[5]. Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные периодом между 5 и 10 веками, сосредоточивают свои главы на разных планетах с их мифологическими божествами[5].