Маргиналии


Маргиналии (позднелат. marginalis «находящийся на краю»; от лат. margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем[1], содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.

Первоначально «маргинал» — рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи, а подчас даже надписи на них или рядом с ними, которые могли совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги. Это могут быть записи, связанные с усталостью переписчика, или заметки о событиях, произошедших в его личной жизни, а также извинения за допущенные в тексте ошибки (пример — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу»). Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии. В Ирмологии, список которого датируется 1343/44 годом, переписчик, Филипп Михалев сын Морозович, оставил следующую заметку: «О господи, помози, о господи, посмеши: дремота неприменьная и в сем рядке помешахся»[2].

В средневековой историографии отметки на полях рукописей могли использоваться вместо ссылок. Первым стал использовать их ещё в эпоху Каролингов архиепископ Реймский Гинкмар. В XII веке английский хронист Радульф де Дисето разработал для своего «Сокращения хроник» целую систему из двенадцати подобных символических значков, сведя их в помещённую в предисловии таблицу. Так, выборы архиепископов Кентерберийских отмечались у него на полях рисунком жезла, коронование английских королей — изображением короны, правление герцогов Нормандских — мечом, а графов Анжуйских — копьём. В XIII столетии его примеру последовал хронист из Сент-Олбанса Матвей Парижский, а в XV-м историк и агиограф Джон Капгрейв использовал для отметок на полях маленькие трилистники[3].

С течением времени рисунки-маргиналии выделились в отдельный вид иллюстрирования рукописей — дролери́ (фр. drôlerie, англ. drollerie, от фр. drôle — забавный), получившие распространение в эпоху готики. Как и и другие виды маргиналий, дролери представляли собой иллюстрации на полях рукописей, но практически никогда не имели ничего общего с содержанием текста, нося прежде всего развлекательный (реже — поучительный) характер. Изображения на них могли быть юмористическими и фантастическими[4], содержа отсылки на некоторые литературные произведения (например, на сатирический «Роман о Лисе»[5]), нередко туалетный и скабрёзный юмор (в частности, многие из персонажей портят воздух[6], также могут присутствовать изображения гениталий[7]). Фантазийный характер дролери выражается в изображении «химер» из различных частей тел животных и людей, а также антропоморфных животных, в том числе носящих человеческую одежду. Нередко в дролери обыгрывался сюжет т. н. «перевёрнутого мира», где привычное мироустройство выворачивалось наизнанку. Дролери стали одним из источников появления в Рунете мемов, объединённых под общим названием «Страдающее Средневековье».