Маржела, Мартен


Ма́ртен Марже́ла (Ма́ртен Марже́ла[4][5], род. 9 апреля 1957[1][2][…], Лёвен, Брабант) — бельгийский модельер, основатель дома моды Maison Margiela[6]. Считается одним из важнейших представителей деконструктивизма в моде[7][8].

Модный дом производит коллекции как от кутюр, так и массовые. Продукция бренда включает женскую и мужскую одежду, аксессуары, украшения, обувь, парфюмерию, а также предметы декора и интерьера. Дом известен своим деконструктивистским кроем и авангардным подходом к дизайну.[9] Maison Margiela проводит свои показы в нестандартных местах, таких как пустые станции метро или уличные перекрёстки. Лица моделей часто закрывают тканью или длинными волосами. Это позволяет акцентировать внимание зрителей на одежде. Дом Maison Margiela использовал новый принцип и в подборе моделей: их выбирали среди прохожих, отдавая предпочтение людям с нестандартной внешностью.[10] Инновационным было использование ресайклинга, связанного с использованием переработанной одежды. [11]Дом Maison Margiela связан с идеей устойчивой моды и имеет непосредственное отношение к установлению ее принципов.[12] «Maison Martin Margiela» стал публичной компанией в 2002 году, когда был приобретён OTB Group[англ.]. Мартен Маржела оставил пост креативного директора в 2009 году, в этой роли его в 2014 году заменил Джон Гальяно.

Компания сотрудничала со многими брендами, в числе которых Barneys New York, Converse, G-Shock, Opening Ceremony (англ.), Hermès, H&M, L’Oréal, Swarovski и The North Face, Reebok.

Работы дома Maison Margiela считаются важнейшим образцом деконструктивизма в моде. [13][14] Maison Margiela используют крой, который построен на выявлении структуры одежды. «Работы Мартина Маржела были связаны с обращением к основам кроя» — замечает искусствовед Екатерина Васильева.

Модную деконструкцию рассматривают как метод структурного построения костюма[15], ставший базовой идеологией в костюме последних десятилетий XX века. Одновременно, понятие деконструкции в моде соотносится с условным набором атрибутов: выпущенные наружу швы, подчеркнутые элементы кроя, асимметричное строение одежды. Эти формальные элементы обнаруживают себя в коллекциях Maison Margiela.[10]

Maison Margiela является наиболее важным представителем деконструкции в моде. Его коллекции оцениваются как наиболее показательные и значительные образцы модной деконструкции.[14] Некоторые авторы полагают, что представление о деконструкции в костюме, возможно, сводятся исключительно к имени Мартена Маржела.