Крис Маркер


Крис Маркер (фр.  Chris Marker), настоящее имя — Кристиан-Франсуа Буш-Вильнёв (фр. Christian-François Bouche-Villeneuve; 29 июля 1921, Нёйи-сюр-Сен[7] — 29 июля 2012, Париж) — французский кинорежиссёр-документалист, фотограф и писатель, признанный во всём мире мастер и реформатор документального кино, создатель жанра фильма-эссе[8]. Наиболее известные работы Маркера — «Взлётная полоса» (1962), «Цвет воздуха — красный» (1977) и «Без солнца» (1983).

Позже занялся журналистикой и в Espirit познакомился с Андре Базеном. Маркер сблизился с группой «Левый берег / Rive gauche»: помимо него в нее входили Ален Рене, Жак Деми и Аньес Варда. После войны много путешествовал, в том числе — по странам социализма (Китай, СССР, Вьетнам, Куба, Чехословакия, Чили при Сальвадоре Альенде и др.). В фильме «Цвет воздуха — красный» отобразился его опыт наблюдения за подъёмом движения новых левых в 1960-х (первая часть, «Хрупкие руки») и спадом в 1970-х (вторая часть, «Отсеченные руки»).

В 1962 году основал объединение S.L.O.N. (аббревиатура для Société pour le lancement des oeuvres nouvelles – Общество для продвижения новых произведений), куда вошли режиссеры-приверженцы левых политических взглядов. В 1974 году объединение сменило название на I.S.K.R.A. (Images, Sons, Kinescope, Réalisations, Audiovisuelles)  и продолжит свою деятельность уже без него.

Исследовал парадоксальные возможности монтажных склеек[8]. Пропагандировал творчество Александра Медведкина, с которым переписывался[9]. После фильма-эссе (так назвал созданный им жанр крупнейший теоретик кино Андре Базен) «Без солнца» (1983)[10] увлекся цифровыми технологиями, сохраняя неутомимый дух поиска. Скончался 29 июля 2012 года — в день своего 91-летия.

Маркер никогда не скрывал своего философского и эстетического долга перед хичкоковским «Головокружением» и ранними советскими классиками. С последними его сближает завороженность монтажным процессом, представление, что именно монтаж придаёт смысл изображенному на экране[11]. «Головокружение» представлялось ему идеальным фильмом об образе образа и о месмерической привлекательности изображения.

В 1990-е годах обратился к использованию цифровых технологий, при помощи которых создал фильмы «Level 5» (1996) и «Immemory» (1998, 2008).