Шонгауэр, Мартин


Ма́ртин Шонга́уэр (нем. Martin Schongauer; 1450, Кольмар, Эльзас — 2 февраля 1491, Брайзах-ам-Райн, Баден-Вюртемберг) — выдающийся немецкий художник эпохи Северного Возрождения швабской школы: рисовальщик, живописец и гравёр. В Германии был известен под прозванием «Шваб» (Schwab). Мартин Шонгауэр был самым известным гравёром к северу от Альп до появления Альбрехта Дюрера, молодого художника, который собирал и копировал его произведения. Шонгауэр также — первый немецкий художник, ставший выдающимся гравёром своего времени[3].

Мартин был сыном Каспара Шонгауэра Старшего, ювелира из Аугсбурга, который переехал в Кольмар около 1440 года. В 1445 году Каспар Шонгауэр стал членом городского Совета и мастером гильдии ювелиров (что требовало, вероятно, как минимум пятилетнего проживания в городе). Кольмар ныне находится на территории Франции, но тогда он был частью Священной Римской империи, в семье, как и в городе, говорили по-немецки. В семье было четверо (в отдельных источниках называется пятеро) сыновей. Из них Георг и Пауль выбрали профессию отца, Людвиг стал живописцем. Каспар Шонгауэр Второй (Младший), возможно, старший из них, упоминается лишь в нескольких документах. Он был ювелиром, в 1481 году изготовил кубок для города и, возможно, в 1491 году встречался с Альбрехтом Дюрером[4].

Мартин Шонгауэр начальное обучение проходил в ювелирной мастерской отца, получая навыки гравировки и чернения (ниелло) металлических изделий, что было обычным делом для будущих художников-гравёров в Германии XV—XVI веков. Далее, возможно, проходил подготовку в качестве ученика Каспара Изенмана. Затем, возможно, некоторое время работал в мастерской Ганса Плейденвурфа в Нюрнберге, где познакомился с новым натуралистическим стилем нидерландской живописи «ars nova» Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.

В 1465 году Мартин Шонгауэр был зачислен на несколько семестров в Лейпцигский университет с намерением родителей сделать из него священника или юриста, но через год с небольшим ушёл. Своё обязательное для художников того времени путешествие он начал не позднее 1469 года; он посетил Бургундию и Нидерланды: он конечно же видел алтарь «[[Страшный суд (полиптих ван дер Вейдена) |Страшный суд» Рогира ван дер Вейдена в Боне (Франция), а также произведения Дирка Баутса, кёльнской школы живописи окружения Штефана Лохнера и фламандской школы Яна ван Эйка.

Он вернулся в Кольмар в 1469 году. Его старший брат Людвиг Шонгауэр, вероятно, заменял его в отцовской мастерской. В 1471 году Мартин организовал собственную мастерскую.

Художник скончался в Брайзахе на Рейне в 1491 году, возможно, не дожив до сорока лет. С 1488 года он занимался росписями местного собора, в частности сценой «Страшного суда», расположенной по традиции на контрфасаде. Это была самая большая фреска к северу от Альп, и на момент его смерти она осталась незавершённой[5].