Махараль из Праги


Йехуда́ Ли́ва (Лёв, Лев, Леб) бен Бецале́ль (рабби Лёв, известен как ивр. מַהֲרַ"ל‎, Махараль ми-Праг) (1512 (?), Познань — 17 сентября 1609[3], Прага) — крупнейший раввин и галахический авторитет, мыслитель и учёный XVI века. Обладал обширными познаниями не только в области раввинистической литературы, но и в области многих светских наук, в особенности в математике[4]. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге[5].

Мыслитель и мистик Йехуда Лёв бен Бецалель из Праги был уважаемым человеком — согласно преданиям, советов раввина, причём как в религиозных, так и в светских вопросах, искал сам Рудольф II, правитель Священной Римской империи. Возможно, слухи о близких отношениях монарха с рабби преувеличены, но так или иначе — эти двое часто общались, у императора даже был колокол, якобы созданный бен Бецалелем с помощью каббалистических сил.

Махараль из Праги считается одним из главных авторитетов иудаизма, он внёс огромный вклад в религиозную философию. Согласно легенде, бен Бецалель занимался не только умозрительными теологическими концепциями — применив свои знания каббалы и сверхъестественные способности, он создал голема.

Во времена Рудольфа II пражские евреи подвергались гонениям — их обвиняли в похищениях и убийствах христианских младенцев с целью использования их крови в иудаистских ритуалах. Чтобы обезопасить еврейский народ от преследования, ребе создал из глины/праха истукана — Голема по имени Йозеф, который, становясь невидимым, патрулировал улицы Праги и даже мог поднимать мёртвых на защиту евреев. В конце концов, Голем вышел из-под контроля и начал убивать мирных жителей, поэтому бен Бецалель был вынужден прикончить его самого — вместо слова «эмет» (с иврита — «истина»), давшего Голему жизнь, раввин начертал на лбу своего детища «мет» («смерть»). По другой легенде, бен Бецалель оживил Голема, вложив ему в рот тетраграмматон. По отнятии жизни Голем опять рассыпался в прах на чердаке Староновой синагоги[6].

Родился в семье выходцев из Вормса. Год рождения Махараля неизвестен, в разных источниках перечисляются 1512[7], 1520[8] и 1526[9][10]. Нет никаких документальных свидетельств того, что он получил формальное религиозное образование, что привело учёных к выводу, что он был чрезвычайно одарённым самоучкой[11].

С 1553 по 1573 год был окружным раввином в Микулове в Моравии, затем переехал в Прагу, где основал иешиву и общество изучения Мишны. В 1584—1588 годах был главным раввином Познани. В 1588 году вернулся в Прагу, где оставался до 1592 года (в этом году был принят императором Рудольфом II). С 1592 до 1597 года снова был главным раввином Познани и Польши, а с 1597 года до конца жизни — главным раввином Праги.