Голем


Го́лем (/ˈɡləm/; ивр. גּוֹלֶם‎, gōlem) — мифическое существо в еврейской мифологии, полностью созданное из неживой материи, обычно глины или грязи. В Псалмах и средневековых писаниях слово «голем» использовалось как термин для аморфного, бесформенного материала[1].

В одной из самых известных легенд о големе фигурирует Иуда Лёв бен Бецалель, пражский раввин конца XVI века. В разных рассказах подробности оживления и управления големами различаются. Согласно еврейскому журналу «Момент[en]», «голем — это очень изменчивая метафора с, казалось бы, безграничным символизмом. Он может быть как жертвой, так и злодеем, мужчиной или женщиной, а иногда и тем, и другим»[2]. Образ голема вошёл в современную популярную культуру, часто появляется в произведениях ужасов (как чудовище) и фэнтези (как своего рода магический робот).

Термин «голем» встречается один раз в Танахе (Пс. 139:16[3]), где используется слово גלמי (голми: «мой голем»)[4], означающее «сырой, необработанный материал[5], или «незавершенного человека» в глазах Бога[4]. В Мишне этот термин используется для обозначения некультурного человека: «Семь характеристик у некультурного человека и семь у учёного» (שבעה דברים בגולם) (Пиркей авот, гл. 5:7 в оригинальном еврейском тексте; английские переводы различаются).

В современном иврите слово «голем» означает «тупой» или «беспомощный». Либо используется как метафора для неразумного болвана или существа, которое служит человеку под его полным контролем, но при этом может враждебно относиться к нему, если контроль вдруг будет утрачен[2]. В идиш слово «голем» перешло в форме «гойлем», что означает кого-то, кто находится в апатии или ступоре[6].

Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа. Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «белых» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю, который оживил истукана, вложив ему в рот так называемый «шем», или тетраграмматон[7]. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. Так, например уже в некоторых текстах «Большого Ключа Соломона», написанных в XVI веке, присутствуют методики по созданию «камня», который создаётся из глины, крови и иных примесей, этому комку придаётся форма человека и провозглашается пародийная фраза «да будет человек»[8].